17 ноября 2017. Злободневный вопрос обеспечения котельных и населения углем поднял председатель Союза промышленников и предпринимателей ЕАО Ефим Шмаин на встрече представителей организации с губернатором области. По словам главы региона, ситуация, действительно, сложилась напряженная. Основные причины – острая нехватка железнодорожных вагонов и внушительные долги граждан за услуги ресурсоснабжающих компаний. Тем не менее, как рассказал Александр Левинталь, сейчас власти прилагают все усилия для решения проблем с твердым топливом. "Постараемся пережить сложное время и войти в нормальный ритм", — отметил губернатор на прошедшем накануне совещании, сообщает корр. ИА ЕАОMedia.
"Ситуация с обеспечением углем каждый год напряженная. Но сейчас сработал фактор, который в прошлые годы не проявлялся. Это отсутствие вагонов для перевозки угля. Раньше все вагоны принадлежали железной дороге, а теперь – частным компаниям. Им выгодно гнать эшелонами экспортный уголь, а для России вагонов не остается. Поставлять небольшие объемы, всего по три-пять вагонов для местных котельных, компаниям не так интересно. Кроме того, насколько я знаю, часть изношенных вагонов была списана по требованию железной дороги.
И получилось, что в октябре случился коллапс. В Амурской области, Хабаровском крае, Приморье и ЕАО потребители, даже те, кто оплатил уголь, получали его по "чайной ложке". Мы обратились в Минтранс, Минэнерго. Минэнерго провело специальное совещание, был дан ряд поручений. И сейчас уголь "пошел". По несколько вагонов получила одна компания, другая...
Но весь октябрь мы "потеряли", был недовоз угля. Это, конечно, образовало дыру, создало риски. Хотя, если брать большую энергетику, ТЭЦ, то там мы затарили с запасом. Что касается малой энергетики, населения, то здесь возникли сложности.
Одна из проблем – финансирование закупок угля. Были долги и у области, но львиная доля – это задолженность населения. Мы за прошедший период часть долгов закрыли, а население, к сожалению, их не гасит. Еще в августе мы провели совещание с участием приставов, местных органов самоуправления, ресурсоснабжающих организаций. Тем не менее, долги накоплены и не сокращаются. В некоторых населенных пунктах – до 50% должников. И получается, что та ресурсоснабжающая организация, которая уголь поставила, протопила, вынуждена либо банкротиться, либо бежать. Компания не может работать себе в убыток. Поэтому на некоторых котельных, к сожалению, есть только однодневный запас угля, приходится работать с колес.
Мы понимаем, что проблема, действительно, серьезнейшая. И сегодня вся работа направлена на решение этих вопросов. Определенное время ситуация будет оставаться напряженной. Будем над ней работать. Вагоны с углем уже начинают подходить в адрес Ленинского, Октябрьского районов. Постараемся пережить сложное время и войти в нормальный ритм", — рассказал губернатор ЕАО Александр Левинталь.
О ситуации с поставками угля главе региона на совещании доложил начальник станции "Биробиджан" Александр Кисляков:
— На Ленинское сейчас везут 36 вагонов угля. 60 вагонов выгружает Гортоп (Биробиджан). На Теплое озеро и на Ин также повезем уголь. На подходе несколько сотен вагонов.
Напомним также, что в октябре угольные базы, находящиеся на территории ЕАО, отказывались продавать населению твердое топливо. Они мотивировали это тем, что утвержденный правительством региона тариф занижен. В итоге уголь подорожал — правительством области была утверждена новая максимальная цена твердого топлива для жителей Биробиджана, Биробиджанского, Облученского и Ленинского районов.