Регистрировать снегоходы жителей Еврейской автономной области призвал старший государственный инспектор Инспекции Гостехнадзора правительства ЕАО Виталий Безносенко. По его словам, в прошлом году в регионе приобретено около 300 подобных транспортных средств, а поставлены на учет – единицы. Кроме того, в интервью корреспонденту газеты "Ди Вох" Светлане Терновых, он рассказал о необходимости наличия опыта для управления внедорожником и возможных несчастных случаях, сообщает ИА ЕАОmedia.

Виталий Безносенко, Фото с места события из других источников. Фото: Автор фото: Из архива газеты Ди Вох
– Виталий Владимирович, разъясните, пожалуйста, в чем заключается деятельность Госинспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники?
– Инспекторы выполняют определенные функции: регистрируют транспорт, проводят технический осмотр, осуществляют надзор за соблюдением правил эксплуатации техники, принимают экзамен на право управления, выдают удостоверения.
– Внедорожникам запрещено выезжать на дороги общего пользования. Из-за этого многие считают, что раз они по городу не ездят, то и технику такую не нужно регистрировать, не нужно получать права. Это так?
– Для того чтобы управлять такой техникой, нужно удостоверение тракториста при открытой категории А1. Без этого за рулем внедорожника водителю просто нечего делать. Чтобы получить удостоверение на управление внедорожником, нужно пройти обучение, сдать экзамены. Все как обычно. Кроме этого нужно ежегодно проводить технический осмотр (впрочем, как и другим видам транспорта) и получать допуск на эксплуатацию. В прошлом году на территории ЕАО приобретено около 300 снегоходов, а зарегистрированы – единицы.
– Многие под термином "эксплуатация технических средств" подразумевают только управление ими...
– Это неправильно. Люди думают, что если самоходная техника стоит в гараже, то регистрировать ее не нужно. На самом деле эксплуатация включает в себя и использование по назначению, и транспортировку, и хранение, и ремонт.
– Расскажите поподробнее про внедорожники-самоделки. Знаю, в последнее время это явление стало довольно популярным в нашей области.
– В инспекцию стали часто обращаться люди, которые сами изготавливают различные транспортные средства повышенной проходимости. Зарегистрировать такое средство можно лишь после прохождения испытаний в сертификационном центре и получения сертификата соответствия. За мою бытность инспектором, а это 14 лет, такой сертификат получили лишь две единицы техники. Остальные эксплуатируются незаконно. Последнее утверждение относится и к купленной технике, которую хозяева не пожелали зарегистрировать.
– Какие санкции предусмотрены для тех, кто так поступает?
– В зависимости от ситуации это может быть запрет на эксплуатацию техсредства, постановка его на арестплощадку и даже лишение права управления транспортными средствами, причем человек лишается права управления сразу всеми видами техники (автомобилем, трактором, маломерным судном). И конечно, штраф – от 2-х до 10-ти тысяч рублей. Если в рейде мы работаем совместно с ГИБДД, то размер штрафа увеличивается в разы. Люди не регистрируют технику, потому что не хотят платить налоги. При этом любая встреча с инспектором практически всегда перекрывает годовой налог. В ближайшем будущем штрафы еще увеличатся.
– Имеют ли инспекторы Гостехнадзора право останавливать технику?
– Государством инспекторам даны полномочия и останавливать технику, и заходить на закрытые площадки независимо от их форм собственности. Все это делается для того, чтобы обеспечить безопасность жителей.
– Как вы узнаете о нарушениях?
– Может поступить сигнал, регулярно проводятся плановые рейды, различные операции. Так, с 20 октября по 1 декабря идет операция "Вездеход". За это время выявлено уже шесть случаев незаконной эксплуатации вездеходной техники, и это только по Биробиджану. После Нового года (при наличии снежного покрова) начнется операция "Снегоход". На данный момент решается вопрос по увеличению у инспекции базы скоростных снегоходов.
– Это чтобы нарушителей догонять? То есть на контакт с инспекторами они идти не спешат?
– Конечно, нарушители стараются сбежать, уйти от ответственности. А ведь мы работаем и на их безопасность в том числе. Многие катаются в нетрезвом виде, без защитных шлемов, подвергая при этом риску и себя, и пассажира, и других людей. Из своей практики знаю, что любой несчастный случай, связанный с самоходной техникой, обычно заканчивается либо тяжелыми травмами, либо летальным исходом. Шансы на выживание совсем не велики. Ведь любой вездеход, снегоход или квадроцикл имеет огромную энергоемкость – они очень тяжелые! Влияет на исход и место использования – в лесу или на реке трудно что-то исправить. И хотя у нас в области несчастных случаев, связанных с нарушением эксплуатации самоходных машин, пока не было, опыт соседних регионов показывает, насколько эта техника небезопасна.
– Как тогда объяснить поведение родителей, которые покупают своим малолетним детям квадроциклы? Не раз замечала на берегу Биры гоняющих юнцов 12-13 лет.
– Скорее всего, родители просто не понимают, насколько опасна эта техника. Квадроцикл лишь кажется устойчивым и простым в обращении. Но на поворотах его заносит, легко можно перевернуться. В случае какой-либо преграды, неопытный водитель даже не сможет ее объехать. А если перед ним ребенок выбежит? Последствия в любом случае плачевны для всех. Повторюсь: удостоверение на право управления данным видом транспортных средств можно получить в 16 лет после прохождения обучения и сдачи квалификационного экзамена.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Охотник из Хабаровска погиб в ЕАО, перевернувшись на снегоходе