Тема некачественного строительства жилья действительно актуальна для ЕАО. Решение этой проблемы может быть за муниципальными образованиями, уверен заместитель начальника управления архитектуры и строительства правительства Виктор Коренев. Поскольку именно они ответственны за расселение граждан из аварийного жилья и соответственно должны выступать заказчиками при строительстве домов для переселенцев. Сейчас в регионе наблюдается обратная ситуация: застройщик возводит дома и продает их муниципалитету, осуществляя при этом контроль качества строительства. О том, как решить проблему некачественного жилья и недобросовестных подрядчиков Виктор Коренев рассказал в рамках пресс-конференции, сообщает ИА ЕАОMedia со ссылкой на статью Николая Немаева в газете "Биробиджанская звезда".
заместитель начальника управления архитектуры и строительства правительства ЕАО Виктор Коренев. Фото: www.gazetaeao.ru
— В поселке Известковом дома для переселенцев построены, как выяснилось, с низким качеством. Насколько эта проблема актуальна для области? И что делается для того, чтобы контролировать процесс возведения не только пятиэтажных домов, но и меньшей этажности?
— Я сразу замечу, что областную программу переселения граждан из аварийного жилья курирует управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства области, — отвечает Виктор Коренев. — Тем не менее эта тема на слуху у всех. Насколько мне известно, на подрядчика, что построил дома в поселке Известковом, заведено уголовное дело. Идет расследование. Есть мнение, что дома построены без учета сейсмичности местности. Между тем слабые землетрясения в Облученском районе совсем не редкость. Их фиксирует Кульдурская сейсмическая станция. По прогнозам ученых, здесь могут быть и сильные землетрясения, до восьми баллов. Строительство домов в Известковом приостановили. Затем возобновили.
Тема некачественного строительства жилья действительно актуальна, она, как говорится, вышла на федеральный уровень. Во многих субъектах недобросовестные подрядчики берут первый, попавший под руки проект, и начинают строить дом.
Решение проблемы, как я ее вижу, может быть за муниципальными образованиями. Они ответственны за расселение граждан из аварийного жилья. И, по большому счету, муниципальные образования должны выступать заказчиками при строительстве домов для переселенцев. А у нас сегодня иная ситуация: застройщик возводит дома и продает их муниципалитету. При этом застройщик сам (по закону) осуществляет контроль качества строительства. Со стороны муниципалитета, конечного потребителя товара, то есть квартир, практически нет контроля.
А когда люди, которых посели в некачественное жилье, начали возмущаться, мол, стены трескаются, тогда спохватились, стали разбираться. Оказывается, что и проект не соответствует местным условиям, и его исполнение оставляет желать лучшего.
Потому сегодня принята поправка в Градостроительный кодекс в части осуществления контроля. Раньше у нас проекты жилых домов (до трех этажей включительно) не подлежали государственной экспертизе. Соответственно — и государственному строительному надзору. Сегодня согласно поправке в Градостроительном кодексе все дома, которые возводят с привлечением бюджетных средств, подлежат государственной экспертизе и государственному строительному надзору.
— Что делается в этой части в автономии?
—Есть предложение о передаче функций контроля управлению архитектуры и строительства правительства области. Для этого нам, видимо, необходимо создать в управлении соответствующий отдел. Губернатор одобрил предложение. Однако в текущем году в управлении такого отдела, скорее всего, не будет. Вероятно, он появится в будущем году. В этом — подготовим документацию, а с будущего года отдел начнет работать, заниматься контролем качества строительства и сопровождать проекты, которые идут по государственным программам с участием бюджетных денег.
И еще один момент для понимания ситуации. На мой взгляд, помимо того, что муниципальные образования должны выступать заказчиками, они должны и разрабатывать проект дома для переселенцев. В этом деле у нас "перекос". Программа переселения граждан из аварийного жилья разработана давно. Вся потребность в новом жилье также давно расписана. То есть известно: сколько мы должны переселить семей и сколько, какой семье положено квадратных метров в новой квартире. Программа такова, что людей должны расселять "квадрат на квадрат". То есть, имела семья в старом доме, скажем, 20 квадратных метров жилой площади — столько же квадратных метров жилплощади она должна получить в новом доме. И разработать проектную документацию по каждому конкретному дому вполне возможно – сложности нет. Сложность в том, чтобы найти средства на это дело, и, конечно, нужна в этой части расторопность муниципальных образований.
Ни одно муниципальное образование области свой проект жилого дома так и не разработало. Пошли по другому пути: застройщик сам за свои деньги разрабатывает проектную документацию, что влечет за собой удорожание строительства, удорожание себестоимости 1 кв. метра жилья. Застройщик берет на аукционе участок, сам прокладывает сети, т. е. несет дополнительные расходы. Вот почему мы с трудом укладываемся в сумму расходов на строительство жилья для переселенцев.
Если бы муниципальное образование разработало проект дома, подготовило для его строительства земельный участок и представило бы "внятные", нормальные технические условия для подключения жилого дома к инженерным сетям, то, я думаю, у нас был бы конкурс на строительство домов для переселенцев. Сегодня картина другая: мы уговариваем подрядчика, чтобы он зашел на объект и приступил к работам.
Еще одна проблема, которая влияет на себестоимость строительства такого жилья. Подрядчик, который выступает застройщиком и возводит жилье по своим проектам, не учитывает конкретные потребности в площади квартир конкретного муниципального образования. Он строит "лишние" квадратные метры, за которые заказчик не платит. Положено гражданину, к примеру, новая квартира в 42 кв. метра – равная по площади, что была в старом доме, который пошел под снос. А у застройщика квартиры или меньшей, или большей площади. Квартиру меньшей площади предоставлять гражданину нельзя – нарушение закона. Предоставляют – большей. Разница – убыток застройщика. И если таких "лишних" квадратных метров набегает где-то с десяток-другой, то умножьте их на стоимость "квадрата" — 30 тысяч рублей, и вы получите сумму, которая застройщику совсем не лишняя.
У строителей есть, конечно, возможность удешевить возведение объекта, но нужно в этом плане прилагать больше усилий и муниципальным образованиям, — сказал Виктор Коренев.
— А может ли гражданин, который получает жилье в новом доме, попросить застройщика или муниципальную власть предоставить ему квартиру с "лишними" квадратными метрами и помочь оформить на них ипотеку? Семья же, которая мечтает получить подходящую по площади квартиру, будет только за такое решение проблемы?
— Пока это добрая воля того, кто переселяется в новую квартиру. В свое время, когда только начинали внедрять эту программу, я работал в другом субъекте, и мы пытались это сделать. Но сегодня из аварийного фонда расселяют все-таки специфический контингент. Не всех, конечно, к нему можно причислять. Но сегодня в аварийном фонде живет большое количество людей, которые не смогли самостоятельно улучшить свои жилищные условия по причине бедности или нездорового образа жизни. Вряд ли у большинства таких людей есть желание, а главное и средства, на то, чтобы оформить ипотеку. Банки же, прежде чем дать ипотеку, смотрят платежеспособность своих будущих клиентов. Невысокая зарплата, говорят клиенту, "вы нам не подходите".
— Расскажите, пожалуйста, коротенько, что сегодня происходит в ведущих строительных компаниях области? Как они себя чувствуют в строительном бизнесе?
— В конце прошлого года и начале нынешнего ситуация была тяжелой. В организациях началось сокращение, увольнение работников. Сегодня, когда заработали жилищные программы, строители воспрянули духом и немножко "приподнялись". Нельзя сказать, что они вдруг хорошо зажили, но свои текущие затраты покрывают за счет увеличения объемов работ — они возросли. Кризисы в стране приходят и уходят, и наши строительные организации, которые работают в области давно, знают, как в такие периоды поступать, чтобы удержаться на плаву. Те, кто проходил кризис 2008 года, были готовы к новому кризису. Сократили расходы и сохранили структуру организации.
Сегодня неплохо работает небольшая строительная организация "Дельта". Продолжает возведение домов ООО "Стройэлитцентр". Этой организации легче работать в том плане, что она — часть довольно большой структуры, куда идут китайские инвестиции. Направление деятельности здесь обширное и разнообразное. Начинали со строительства жилья, построили несколько заводов, начали строить животноводческий комплекс. У компании есть возможность маневра, возможность сохранить костяк работников на случай кризиса. Она может перебрасывать рабочих с одного объекта на другой. Компания ООО "Масис" сегодня работает. Организация неплохо себя зарекомендовала на строительстве жилья для подтопленцев. В настоящее время строит жилье по программе расселения граждан из аварийного фонда. В прошлом году она купила квартиры по программе для детей-сирот. Сегодня в очень тяжелой ситуации "Биробиджанстрой". Он разделился на несколько мелких компаний. Я разговаривал с руководителем организации. По его словам, организацию, скорее всего, закроют. Хотя, конечно, жалко старейший в области коллектив строителей. Здесь очень многое зависит от того, кто стоит у руля компании.
— Гальперин как себя чувствует?
— Он работает на гостинице в Кульдуре, длительное время работал на Кимкано-Сутарском ГОКе. Там строительные работы закончены, а нового крупного подряда практически нет, — рассказал Виктор Коренев.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Ожидать всплеска жилищного строительства в ЕАО пока не приходится – Виктор Коренев
С угрозой для жизни: обитатели биробиджанской новостройки устали от "коммунального хаоса" Эконом-жилье Биробиджана: продавать невыгодно, лучше покупать и сдавать в аренду