Глава Минвостокразвития Александр Галушка оценивает экспортно ориентированную модель развития Дальнего Востока как наиболее экономически рациональную. Он обозначил ключевые позиции при выборе модели развития региона, которые касаются объема рынка, условий для бизнеса и наличия структур управления на заседании Правительственной комиссии, сообщает корр. ИА ЕАОmedia со ссылкой на сайт министерства.
"Дальний Восток находится в центре нового мирового очага экономического развития - Азиатско-Тихоокеанском регионе, регионе, совокупный ВВП которого составляет 50 трлн долларов. И при этом важна не только эта цифра, которая на самом деле громадна, это более двух третей мирового ВВП. Также с точки зрения первоочередных направлений действий важна цифра импорта. Уже сегодня страны АТР достаточно активно импортируют в объёме более 6 трлн долларов ежегодно, и в том числе несырьевой импорт составляет около 4,9 трлн долларов в год. Это огромный рынок. Речь идет о том, что тот импорт, который уже сегодня есть по факту в АТР, и дальше будет расти - это потенциальный экспорт тех производств, которые могут разместиться на Дальнем Востоке. Даже примерные расчёты показывают, что если 2% объема импорта стран АТР будет экспортироваться с Дальнего Востока, - это минимум удвоение ВРП, хотя на самом деле гораздо больше, я хочу это подчеркнуть, потому что ещё заработает очевидный для любого экономиста мультипликативный эффект. Это удвоение ВРП не только количественно важно. Важно, что если мы добиваемся этого результата, за этим стоит уже самовоспроизводящаяся модель динамичного опережающего экономического развития, модель, которая, как я сказал, если мы ставим себе даже горизонт в 10 лет по завоеванию хотя бы 2% такого очевидного рынка... Это не менее 6% экономического роста", - сказал Александр Галушка.
Для реализации такой модели в регионе потребуется создать "нового типа особые экономические зоны", которые станут экспортными территориями опережающего развития. Страны АТР, по словам министра, давно идут по этому пути.
"В разных странах они называются по-разному. Но суть одна – особые условия работы предприятий. Скажем, 60% продукции, которую мы получаем из Китая, изготовлено в таких технопарках. Их там создано 441. Мы также пытаемся создать нечто подобное, но, к сожалению, российские особые экономические зоны не могут составить конкуренцию китайским, японским и другим зарубежным аналогам. Это поправимо, но надо четко понимать, что необходимо сделать для исправления ситуации. В конечном итоге эти зоны должны быть ориентированы на экспорт продукции в страны АТР", - сказал министр.
Речь также идет о создании в регионе новых институтов и структур развития, в частности, агентства по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, агентства по развитию человеческого капитала.
Глава Правительства РФ Дмитрий Медведев поддержал позицию Александра Галушки, отметив при этом необходимость более тесной работы с международными инвестиционными структурами для создания на Дальнем Востоке комфортной предпринимательской среды.
Обсуждая сценарии развития региона, глава Правительства подчеркнул, что у каждого из них есть как преимущества, так и недостатки. При этом он отметил, что, несмотря на сложность дальневосточных проблем, в регионе необходимо "создавать производство конкурентоспособной продукции, которая пользуется спросом не только в России, но прежде всего и за рубежом". "К этой теме должны подключиться все, в том числе и руководители экономических ведомств. Цель нашей с вами работы – определить приоритеты и включить механизмы развития, действовать в соответствии с теми планами, которые мы же сами для себя определим", - сказал Дмитрий Медведев.
Ранее ИА ЕАОmedia сообщало, что Полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, подводя итоги Правительственной комиссии, заявил о том, что одна из главных задач полпредства – создание на Дальнем Востоке особой экономической зоны, которая соответствовала бы мировых стандартам по налогам, транспортным издержкам и административным барьерам.