Строительство железнодорожного перехода через Амур в районе портов Нижнеленинский ЕАО и Тунцзян (КНР) изначально должно было принести значительные доходы областному бюджету еще к 2012 году. Речь шла о дополнительных поступлениях в размере 4 млрд рублей. В перспективных планах - ежегодно перевозить по мосту более 20-ти млн тонн грузов в обоих направлениях. Однако уже более пяти лет сроки его возведения переносятся. На прошлой неделе в ходе переговоров президента РФ и председателя КНР в Шанхае прозвучало, что строительство начнется в ближайшие месяцы, сообщает ИА ЕАОmedia.
Межправительственное Соглашение о совместном строительстве, эксплуатации, содержании и обслуживании железнодорожного мостового перехода было подписано между Россией и КНР еще в ноябре 2008 года. Однако разговоры о "стройке века" шли еще за несколько лет до этого. Инициатива возведения принадлежит компании "Ариком", которая относится к группе компаний "Петропавловск".
Специально для этого еще в 2006 году было создано ООО "Рубикон", задача которого - инвестирование и строительство российской части трансграничного железнодорожного моста через Амур в районе речных портов Нижнеленинский ЕАО и Тунцзян одноименного уезда провинции Хэйлунцзян КНР.
Переход вкупе с реализацией масштабного проекта по созданию на Дальнем Востоке крупнейшего комплекса черной металлургии должен поднять экономику региона на качественно новый уровень, передавал в октябре 2008-го интернет-портал Совгавань.
"На территории ЕАО и Амурской области в период с 2011 по 2016 годы планируется построить три горно-обогатительных комбината. На них пойдет руда сразу с шести месторождений ЕАО и Амурской области. А в районе станции Известковая в ЕАО будет построен металлургический завод, рассчитанный на выпуск двух миллионов тонн чугуна в год", - сообщили тогда в пресс-службе Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината.
Впервые назывался и год окончания строительства трансграничного перехода протяженностью более 2 км – в 2010 он должен был начать свою работу.
"Общий объем перевозок по новому мосту к 2015 году достигнет 20-ти и выше млн тонн. Кроме чугуна и продукции горно-обогатительных комбинатов "Арикома" здесь будут перевозиться в обе стороны самые разные грузы – продукты, лес, товары широкого потребления, строительные материалы и прочее", - заявлял интернет-порталу в то время генеральный директор ООО "Рубикон", впоследствии трагически погибший Сергей Лавриков.
По оценкам, которые тогда делали специалисты, возведение моста и сопутствующей ему инфраструктуры должно было ежегодно приносить ЕАО более 4 млрд рублей в виде дополнительных поступлений в бюджет, что сделало бы его к 2012 году бездотационным.
"Китай, внутренние транспортные сети которого испытывают сегодня колоссальную нагрузку, получает доступ к морским портам в Ванино и Советской гавани, к Транссибу, БАМу, а оттуда к Европе. Россия же в лице дальневосточных территорий – удобный выход к северным и южным районам Китая и странам АТР", - объяснял в то время начальник управления экономики правительства ЕАО Геннадий Петров.
Сейчас между Россией и КНР нет стационарных капитальных мостов, а потому сообщение с Китаем в Амурской области, ЕАО и Хабаровском крае остается ограниченным. В период межсезонья, весной и осенью, страны связывают несколько катеров на воздушной подушке, которые перемещают лишь туристов.
В третьем квартале 2009-го интернет-портал Глобалист сообщил, что строительство моста через Амур начнется до конца года. Планировалось, что первые составы пойдут по трансграничному железнодорожному переходу уже в 2012 году, а к 2015 объем перевозок достигнет тех же 20-ти млн тонн.
Однако к строительству моста в назначенное время так и не приступили, а разговоры о бездотационном бюджете ЕАО так и остались разговорами. В процесс возведения отчасти вмешался финансовый кризис.
В конце августа 2011 года в селе Ленинском с рабочим визитом побывало руководство ООО "Рубикон". На встрече с местными журналистами было рассказано о перспективах железнодорожного моста.
Сообщалось, что проект уже прошел государственную экспертизу и подписан на высшем уровне.
Пятилетняя работа, на которую к тому времени было затрачено около 350-ти млн рублей, осталась позади. Тогда же прозвучала еще одна дата начала строительства.
"В конце 2011 года как китайская, так и российская стороны приступят к возведению этого грандиозного сооружения. В реализации проекта примут участие специалисты крупнейшей компании из Белогорска, которая в настоящее время занята на строительстве моста на остров Русский из Владивостока", - цитировало Сергея Лаврикова информационное агентство"Восток-Медиа" со ссылкой на газету "Биробиджанер Штерн".
Тем не менее, даже в 2013 строительные бригады не появились на объекте международного значения в Ленинском районе. В июне этого года губернатор ЕАО Александр Винников и гендиректор Фонда развития ДВ и Байкальского региона Павел Грачев провели в Москве расширенное совещание, на котором обсудили готовность российской и китайской сторон к строительству перехода.
Как сообщал тогда департамент пресс-службы губернатора и правительства ЕАО, Александр Винников рассказал, что проектно-сметная документация выполнена в полном объеме, она прошла госэкспертизу и получила положительное заключение. Оформлены правоустанавливающие документы на земельные участки.
На встрече говорилось о том, что строительство моста через Амур имеет важное значение не только для экономики Дальнего Востока, но и в целом Российской Федерации. С китайской стороны о проделанной работе рассказал заместитель председателя Народного правительства провинции Хэйлунцзян, являющийся начальником руководящей группы по строительству железных дорог в провинции Чжан Цюян.
По итогам совещания обеими сторонами был подписан протокол, в котором определен план действий по координации деятельности, направленной на подготовку к началу строительства объекта.
Предварительно время начала работ теперь было обозначено как октябрь 2013 года. Работы, тем не менее, вновь были отложены.
А из Амурской области в ЕАО пришли тревожные вести - проект строительства трансграничного моста Россия-КНР в районе с. Нижнеленинское может получить конкурента в виде автомобильного мостового перехода через Амур в районе Благовещенска.
Переговоры по этому проекту между российской и китайской сторонами прошли в правительстве Амурской области. Российскую делегацию возглавляла зампред правительства Марина Дедюшко, сообщал сайт правительства Амурской области.
"В Амурской области строятся и в перспективе будут созданы большие промышленные предприятия, в том числе газоперерабатывающий комплекс и Огоджинское угольное месторождение. Это требует соответствующей транспортной инфраструктуры. Центральное место отводится строительству мостового перехода", - отметила важность данного проекта в перспективе развития региона Марина Дедюшко.
Как сообщалось в опубликованном материале, необходимость ускорения реализации проекта моста в районе Благовещенск-Хэйхэ прописана в одном из пунктов итогового совместного коммюнике глав Правительства России и Китая. Оно было подписано во время визита премьер-министра Дмитрия Медведева в КНР 22-23 октября 2013 года.
В феврале 2014-го напряжение спало. На берегу Амура, в районе пункта пропуска Нижнеленинское состоялась торжественная церемония закладки памятного камня, приуроченная к началу строительства мостового перехода. С российской стороны присутствовали замминистра транспорта России Алексей Цыденов, губернатор ЕАО Александр Винников, замминистра по развитию ДВ Олег Скуфинский, представители ДВЖД и другие официальные лица.
Как сообщил "МК в Хабаровске", синхронное завершение строительства моста планируется через три года, в декабре 2016-го. Проект строительства пограничного железнодорожного мостового перехода "Нижнеленинское-Тунцзян" включен в подпрограмму "Развитие транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и Байкальского региона".
Для более эффективной работы комплекса также намерены реконструировать железнодорожную ветку Биробиджан-Ленинское.
Сам мост "Нижнеленинское-Тунцзян" должен стать одним из ключевых объектов в международной программе развития сети железных дорог и входит в так называемый Шелковый путь.
Информацию об этом сообщил интернет-портал "Город на Бире" со ссылкой на Минвостокразвития.
Идея возрождения Шелкового пути, когда-то мощного торгового маршрута, а сейчас - экономически выверенных транспортных коридоров между Азией и Европой, обсуждается в Министерстве РФ по развитию Дальнего Востока, говорится в статье. По словам главы ведомства Александра Галушки, работа включает соединение Транссиба с Транскорейской магистралью, строительство дамб и мостов, в том числе моста "Нижнеленинское-Тунцзян" через Амур. Кроме того, строятся новые и реконструируются существующие порты и аэропорты.
"Решая масштабную национальную задачу XXI века подъёма Дальнего Востока, мы выступаем за активное сотрудничество и добросовестную конкуренцию при обслуживании товарных потоков из стран АТР в Европу. Россия имеет в этом вопросе объективные конкурентные преимущества, наша практическая цель - создание в России наиболее благоприятных условий для реализации этих преимуществ, для реализации успешных инвестиционных проектов.
Мы рассчитываем на конструктивное взаимодействие с Китаем и другими партнёрами из АТР, основанное на экономически рациональных основаниях. Это залог успешного сотрудничества и процветания наших стран и народов, - сказал министр.
В мае 2014 года стало известно, что возведение первого моста через Амур между Россией и Китаем планируют начать в ближайшие месяцы и завершить до 2016 года.
Об этом рассказал гендиректор УК "Российский фонд прямых инвестиций" Кирилл Дмитриев. Меморандум об инвестициях в возведение железнодорожного перехода был подписан по итогам переговоров президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина в Шанхае, сообщил сайт Общероссийского народного фронта.
Как ранее передавало ИА ЕАОmedia, состоявшиеся в Шанхае встречи руководителей двух государств положили начало и практическому выполнению договоренностей. Известно, что российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ), созданный российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и ChinaInvestmentCorporation (CIC), вложит сотни млн долларов в строительство первого международного моста через реку Амур.
Мостовой переход в Нижнеленинском, между тем, стал одной из самых обсуждаемых тем на международном уровне. Главы России и Китая обозначили это проект как один из элементов новой системы партнерства и стратегического взаимодействия. Информация об этом появилась на официальном портале органов государственной власти ЕАО.
Накануне представители российско-китайского инвестиционного фонда – главного инвестора строительства трансграничного моста через р. Амур оценили ход подготовки к началу возведения стратегического объекта в ЕАО. Прежде, чем в области приступят к основным работам, группа аналитиков побывала в Ленинском районе, чтобы осмотреть будущие строительные площадки, сообщила на этой неделе ГТРК "Бира".
Эксперты осмотрели железнодорожные пути, задали вопросы руководству района. Станция "Ленинск-1" входит в проект железнодорожных подходов к мосту, их состояние пока что удручающее.
"Эксперты получили ответы на все вопросы, и я думаю, что следующим ходом это уже будет, соответственно, начало строительства самого моста. По крайней мере, они увидели реальную картину, которая не видна со стороны КНР, где, по сути, началась стройка.
Эксперты остались удовлетворены увиденным. Кроме того, оценили возможность расположения вахтового поселка для строителей, которые будут задействованы в строительстве подъездных путей к мосту. Это в укрепрайоне, где были брошены казармы", - сказал в интервью ГТРК "Бира" заместитель главы Ленинского района Александр Ивагин.
В Еврейской автономной области пока лишь готовятся к строительству мостового перехода. Тем не менее, перспективы обогащения регионального бюджета уже "замаячили" с другого берега Амура - китайские коллеги первыми приступили к возведению долгожданной уникальной конструкции.
губернатор Еврейской автономной области
Автор фото: Из архива РИА ЕАОmedia
"Пакет документов подготовлен и направлен в Минрегион для получения разрешения на строительство. Российская сторона фактически имеет все реальные возможности для объявления аукциона на привлечение Генерального подрядчика строительства российской части мостового перехода".