- Уважаемая редакция. Занимаясь в течение пятнадцати лет хазарским мифом, я, разумеется, не мог пропустить полемики, разгоревшейся на вашем сайте по поводу баннера, посвященного князю Святославу. Должен сообщить, что ваш эксперт Александр Азаренков, не являясь знатоком этой тематики, ввел вас в заблуждение. Гораздо ближе к истине мнение Архимандрита Иннокентия. Хазарский миф (имеющий малое отношение к исторической Хазарии) вот уже много лет используется правыми радикалами и неонацистами для обсуждения того, что происходит в современной России.
Речь идет о том, что якобы столетиями русский народ подвергается закабалению и эксплуатации со стороны некой чуждой силы, которая с помощью всяческих ухищрений приобрела над ним власть - либо политическую (здесь ссылаются на большевиков), либо духовную (здесь дается ссылка на христианство, которое якобы является зловредной идеологией, созданной иудеями для закабаления народов мира). У истоков этого процесса якобы лежит Хазарский каганат, который стремился закабалить Русь силой, а когда это не удалось из-за Святослава, начал действовать с помощью христианства. Все это переносится и на современную Россию, в которой правые радикалы видят некую Нео-Хазарию. Для этого используется и заимствованный у западных неонацистов термин ZOG (Zionist Occupation Government). Поэтому для них победа Святослава это - не какое-то мифологическое прошлое, а прошлое весьма актуальное, достойное подражания. Святослав - герой, на которого следует ориентироваться молодежи, чтобы силой избавиться от любых чужаков.
Иными словами, речь идет об антисемитском, расистском и антииммигрантском мифе, который сегодня используется радикалами как призыв к действию. Вот что стоит за баннером, который появился несколько лет назад. Тогда же скульптор Вячеслав Клыков создал памятник Святославу, с которым тоже случился скандал из-за явного антисемитского подтекста (на щите поверженного хазарского воина была изображена Звезда Давида). С тех пор правые радикалы ежегодно празднуют "День победы над Хазарией". В 2005 году такие баннеры встречались даже в Москве. Печально, что это поветрие добралось до Биробиджана.
Если вам захочется узнать обо всем этом подробнее, вот ссылки на мои публикации:
В. А. Шнирельман. Подарок судьбы или божье наказание (о двух подходах к хазарской проблеме в русской историографии) // Г. Аронов и др. (ред.). Еврейська iсторiя та культура в краiнах Центральноi та Схiдноi Европи. Киiв: Институт иудаики, 1998. Т.1. С.202-209.
"Отмстить неразумным хазарам". Хазарский миф и его создатели // Гудков Л. (сост.). Образ врага, с. 248-275. М.: ОГИ, 2005.
"Свирепые хазары" и российские писатели: история взаимоотношений (заметки о "народном хазароведении") // В. Я. Петрухин, В. Москович, А. Федорчук, А. Кулик, Д. Шапира (ред.). Хазары, с. 287-309. Иерусалим-Москва: Гешарим-Мосты культуры, 2005
Хазария в зеркале националистического дискурса: истоки символической конфронтации // Е. Э. Носенко-Штейн и др. (ред.). Хазары: миф и история, с. 318-334. М.: Гешарим-Мосты культуры, 2010.
The Myth of the Khazars and Intellectual Antisemitism in Russia, 1970s – 1990s. Jerusalem: The Vidal Sassoon International Center for the Study of Antisemitism, Hebrew University of Jerusalem, 2002
Напомним, "Народный корреспондент" был возмущен появлением в Биробиджане баннера в честь годовщины разгрома Хазарского каганата, а казаки ЕАО содержанию баннера поставили оценку "любо". Консультант отдела информации управления по внутренней политике аппарата губернатора и правительства ЕАО Андрей Тепляшин считает, что шумиха вокруг баннера в Биробиджане раздута искусственно. Как удалось выяснить корр. РИА ЕАОmedia, мэрия Биробиджана баннер о разгроме Хазарского каганата размещать запретила. Настоятель Благовещенского кафедрального собора архимандрит Иннокентий заявил, что в ЕАО начала действовать языческая нацистская организация. Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии Александр Азаренков пришел к заключению, что баннер о разгроме Хазарского каганата в Биробиджане носит только исторический характер.