По решению президента страны рост тарифов инфраструктурных монополий, начиная с 2014 года, будет ограничен уровнем инфляции, сложившейся по итогам предшествующего года. И такой порядок будет зафиксирован на пять лет. Правительством будет разработан такой механизм расчетов, чтобы конечная цена для потребителей также была на приемлемом уровне и соответствовала задаваемым параметрам, сообщили ИА ЕАОmedia в департаменте пресс-службы губернатора и правительства ЕАО.
При принятии тарифных решений впредь в обязательном порядке будет учитываться мнение потребителей. В целях повышения прозрачности процесса государственного регулирования при Федеральной службе по тарифам, при инфраструктурных монополиях и региональных энергетических комиссиях будут созданы советы потребителей.
По информации Министерства регионального развития Российской Федерации, с 1 июля во всех регионах страны выросли тарифы на электроэнергию, газ, тепло и воду в среднем на 12%. Увеличение произошло не в январе, а с середины года, и эта отсрочка позволяет в целом по календарному году выйти на прирост совокупных коммунальных платежей граждан на уровне около 6 – 7,5%.
Более высокий рост платы граждан за коммунальные услуги возможен в военных городках, инфраструктура которых передана в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, и в тех населенных пунктах, где тарифы на коммунальные услуги по состоянию на декабрь 2012 года были более чем в два раза ниже среднего уровня, сложившегося в соответствующем регионе.
Сложившаяся в коммунальной сфере система тарифного регулирования предусматривает, что на федеральном уровне устанавливаются предельные индексы роста тарифов. Непосредственные же величины, то есть конечные тарифы на тепло, свет, воду, газ, определяют своими нормативными актами региональные органы власти. С учетом федеральных пределов они утверждают тарифы для каждого предприятия, поставляющего коммунальные услуги, и учитывают особенности поставки ресурсов в конкретный населенный пункт.
Плата за коммунальные услуги зависит от многих факторов: этажности и года постройки дома, степени благоустройства жилья, доли общего имущества, принадлежащей жильцам в многоквартирном доме, наличия общедомовых и индивидуальных приборов учета, потому что если их нет, плата начисляется по нормативу потребления, который также устанавливается региональными органами власти.
Размер платы за коммунальные услуги зависит также от поставщика коммунальных услуг, реализуемой им производственной и инвестиционной программы, складывающейся себестоимости услуг.
Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются для каждой ресурсоснабжающей организации, исходя из ее затрат на производство соответствующего коммунального ресурса, будь то вода, тепло, электричество, газ. Очевидно, что такие затраты отличаются у различных организаций и связаны с протяженностью сетей, энергоемкостью установленного оборудования, способом производства, стоимостью и видом используемого топлива, количеством потребителей (т.е. объемом реализации услуги) – отсюда и различие в величине тарифов и платежей.
Коммунальные услуги, как жизненно важные, должны быть доступны для всех, говорится в информации Минрегиона. В ней сообщается, что наряду с государственным регулированием тарифов и контролем за величиной затрат коммунальных предприятий реализуются меры социальной адресной поддержки. В соответствии с федеральным законодательством они оказываются тем гражданам, коммунальные расходы которых превышают 22%.
Как сообщили в комитете тарифов и цен правительства Еврейской автономной области, для оформления дополнительной адресной субсидии и получения государственной помощи в оплате услуг ЖКХ жители области могут обращаться в органы социальной защиты, если коммунальные расходы в совокупном доходе семьи или одиноко проживающего человека превышают 15%. Это установлено областным законом № 860-ОЗ.