Заведующая кафедрой педагогического менеджмента института повышения квалификации педагогических работников, кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Файн уверена, что в ЕАО и дети, и учителя, и родители понимают, что межнациональное согласие, которое есть в области, - это основа благополучия, качества жизни. В интервью корреспонденту газеты "Биробиджанер Штерн" Вере Павловой она рассказала о важности уроков Холокоста в образовательных учреждениях области, сообщает ИА ЕАОmedia.
- Почему, на ваш взгляд, тема Холокоста не теряет своей актуальности?
- Потому что те понятия и термины, которые существовали в годы Холокоста, - геноцид, национализм, фашизм - сейчас существуют в Украине как реальные действия. Для всех нас, живущих сегодня, в первую очередь необходимо обеспечить тот социально-нравственный заслон, который не позволит Холокосту случиться снова и далее распространиться из Украины по миру.
Меня в этой ситуации поражает позиция европейских стран. Жители тех стран, где в годы Второй мировой войны были концентрационные лагеря, уничтожались люди, не хотят знать объективную информацию о происходящем на Украине. Даже год назад с трудом можно было себе представить, что это возможно в настоящем времени. Но жизнь показала, что подобное может происходить рядом с нами.
Наша область - особая, многонациональная территория, и для нас межнациональные стабильность и согласие - не пустой звук. А они не возникают случайно.
Для школ, даже детских садов ЕАО, изучение уроков Холокоста как основного инструмента предотвращения новых трагедий является нормой. Но чтобы говорить об этом с детьми на доступном и понятном для них уровне, очень важно так подготовить учителей, чтобы они глубоко прочувствовали эти события сами. Мы учим педагогов, говорим с ними на многих семинарах, курсах. Обсуждаем не только факты, которых много. Для нас самое главное - чтобы учителя сумели передать весь тот ужас Катастрофы, которая случилась. А ужас заключался в том, что гитлеровский фашизм создал машину для уничтожения евреев. Ее составляющими были концентрационные лагеря, газовые камеры, расстрелы, так называемые медицинские опыты над детьми и взрослыми и другое. Важно, чтобы эту грань между человеческим и нечеловеческим понимали наши учителя и понимали дети. Есть много художественных произведений, на эмоциональном уровне раскрывающих весь трагизм этого явления. Мы рекомендуем педагогам обсуждать их с детьми. Чтобы это делать, они должны разделять боль за случившуюся трагедию. Нельзя этого делать с равнодушным сердцем, не приняв всю ответственность за то, что происходило. А это гражданская позиция. Да, мы тогда не жили. Но были равнодушные люди, которые позволили свершиться этому. Страшно, что и сегодня есть некое равнодушие по отношению к тому, что происходит в Украине.
Мы проводим семинары, встречи, конкурсы, обсуждаем литературу. В конкурсах участвуют и педагоги, и дети. Чаще всего дети рисуют Холокост. Приходится только поражаться точности детского видения. Рекомендуем учителям в качестве дополнительного ресурса использовать сайт московского научно-просветительского центра "Холокост", иерусалимского института "Яд Вашем", где имеется много виртуальных экскурсий. Можно с помощью Интернета совершить с детьми виртуальную экскурсию по аллее праведников Мира, а это люди, спасавшие евреев.
В этом году ЕАО отмечает 80 лет. Для территории это, возможно, и небольшой возраст, это время взросления, развития. Но я хочу обратить внимание на то, что в свое время ЕАО стала местом спасения многих евреев от Холокоста.
- В институте есть курс обучения учителей по этой теме, или это семинары?
- Мы проводим семинары. А на других курсах для учителей-предметников тоже обсуждаем проблему формирования межнациональной толерантности. В учебных планах темы семинаров звучат так: "Уроки Холокоста - уроки толерантности", "Холокост - история далекая и близкая. Развитие толерантности, межнационального диалога в современном обществе" и другие. Базой для проведения семинаров является школа №23 с углубленным изучением отдельных предметов, языков и культуры еврейского народа. Мы кратко рассказываем педагогам о самой трагедии, даем рекомендации, какую работу желательно бы осуществить в классе, в школе.
Если семинары или курсы по времени совпадают с памятными датами - в сентябре, когда отмечается годовщина Бабьего Яра, в январе и апреле, когда проходят Дни памяти жертв Холокоста, то мы ставим занятия в такое время, чтобы участники семинара смогли побывать на митинге в общине "Фрейд", на вечере-реквиеме в городском Дворце культуры. А само занятие проводим не только как учебное, а как событие в рамках мемориальных мероприятий в городе и области, чтобы оно сопровождалось минутой молчания, было эмоциональным.
- Вам лично близка эта тема?
- Для отца моего мужа, Бенциона Нисоновича Файна, переезд на Дальний Восток оказался спасительным. Все остальные родственники Бенциона, а это почти 20 человек, жившие в местечке Копыл в Белоруссии, погибли в огне Катастрофы. Холокост - это и моя личная трагедия.
Я почему-то себя считаю обязанной перед теми 6 млн, которые безвинно погибли. Так у меня профессионально и личностно сложилось. Говорю абсолютно искренне. Я пытаюсь донести свое знание, понимание до слушателей. Педагоги, с которыми мы обсуждаем эту тему, понимают, о чем я говорю, у них глаза становятся другими. И я уверена, что они не забудут памятных дат, связанных с Холокостом, и найдут те самые слова, которые дойдут до детских сердец.
- Во всех ли школах ЕАО учителя обращаются к этой теме, или лишь в нескольких?
- Во всех, но при этом они используют разные формы. В каждой школе есть учителя, которые эту работу ведут. Но я не могу утверждать, что ее ведет каждый учитель. Это классные руководители, учителя истории, литературы, они обязательно касаются этих тем. Вместе с тем и на курсах у математиков, физиков мы рассматриваем тему уроков Холокоста.
Тема Холокоста изучается как на уроках истории, так и во внеурочной деятельности. В федеральном образовательном стандарте прописано изучение предметов, направленных на формирование патриотизма, гражданственности, толерантности. У нас есть учителя-энтузиасты, которые понимают, что уроки Холокоста - это то, что спасет человечество в будущем, и наша главная задача - не допустить новой трагедии. Они организуют в школах конкурсы, конференции, беседы, встречи с бывшими узниками гетто. В нашем городе и области различные конфессии сотрудничают между собой - это очень хорошо.
- Если говорить о формах работы, то какие из них наиболее эффективны?
- Это презентации, публичные лекции, уроки толерантности, мастер-классы. Ежегодно организуется областной конкурс рисунков по теме "Холокост глазами детей". Учителя делают разработки уроков, воспитательных мероприятий. На 2015 год мы планируем организовать такой конкурс для педагогов области. В этой работе для нас все- таки самое главное не количество, а качество.
Дошкольное образование готовится к введению образовательного стандарта. Эта задача - формирование гражданственности, патриотизма - рассматривается на всех ступенях общего образования. Тема требует большой эмоциональной отдачи каждого учителя, который этим занимается. Тем не менее мы можем говорить, что в нашей области это понимание значимости уроков Холокоста сформировано.
На мой взгляд, в ЕАО и дети, и учителя, и родители понимают, что межнациональное согласие, которое у нас есть, - это основа благополучия, качества жизни. Но это отнюдь не повод успокоиться и ничего не делать. Работа по формированию толерантности должна быть каждодневной, многоплановой, и уроки Холокоста - одна из ярких ее форм.
Ранее ИА ЕАОmedia сообщало, что изучение Холокоста включено в весь образовательный процесс в школе №23 Биробиджана.