Правительство ЕАО намерено поддерживать сельское хозяйство, образование и культуру
Фото: Андрей Свинчуков

Правительство ЕАО намерено поддерживать сельское хозяйство, образование и культуру

Немаловажными вопросами считает губернатор строительство дорог и защиту окружающей среды

Политика

24.09.2012

Правительство Еврейской автономной области намерено поддерживать сельское хозяйство, образование и культуру. Немаловажными вопросами считает губернатор строительство дорог и защиту окружающей среды, рассказал в ходе пресс-конференции губернатор ЕАО Александр Винников.

– Александр Аронович, Вы не так давно встречались с премьер-министром Дмитрием Медведевым в его поездке по Дальнему Востоку. Хотелось бы вернуться к теме. Какие вопросы поднимались, какие проблемы решались  и как это скажется на развитии нашей области?

– Месяц назад во Владивостоке побывал Дмитрий Анатольевич Медведев. Основными целями его посещения были предварительный осмотр объектов саммита АТЭС, открытие моста на остров Русский. Для нас, дальневосточников, важным было то, что впервые в новом составе было проведено заседание правительственной комиссии по развитию Дальнего Востока, которую возглавляет первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов. На ней председательствовал Дмитрий Анатольевич. На комиссии было рассмотрено три вопроса. Первый касался перспектив транспортного развития Дальнего Востока, второй – подготовки проекта федеральной целевой программы (ФЦП)  развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Конечно, рассматривались достаточно перспективные и значимые вопросы для развития всего Дальнего Востока. Речь шла о реконструкции Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в связи с тем, что Транссибирская магистраль сегодня явно не справляется со всем объемом грузов, которые перевозятся на Дальний Восток. Принципиально было принято решение о том, что будет разработана федеральная целевая программа реконструкции Байкало-Амурской магистрали на период до 2025 года.

Второй блок вопросов – это  развитие авиационного транспорта, что особенно актуально для северных территорий Дальнего Востока, прежде всего, республики Якутии (Саха), Магаданской, Сахалинской областей¸ Камчатского края.

И третий блок вопросов был посвящен строительству и реконструкции автомобильных дорог, что нашей области  ближе. Было подтверждено, что это направление будет рассматриваться как приоритетное, и уже начиная с 2012 года на приведение автомобильной дороги Чита – Хабаровск в нормативное состояние будет выделено в пределах 40 млрд рублей.

Напрашивается вопрос: недавно построили и уже реконструкция. Дело в том, что проект строительства этой дороги реализовывался в течение 42 лет. Вы прекрасно понимаете, за этот  период совершенно изменились требования к автомобильным дорогам – скоростной режим, радиусы поворотов и т.д. В связи с этим принято такое решение, и по территории нашей области  на участке Хабаровск – Биробиджан идет реконструкция дороги. Это как раз в рамках упомянутой программы. Также предусматривается обход всех населенных пунктов, расположенных на федеральной трассе. В следующем году начнется строительство обхода поселка Волочаевка-1 и далее – других населенных пунктов, по которым проходит эта дорога.

Что касается федеральной целевой программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона, эта задача выполнена. Проекты программ по каждой территории, включая и Еврейскую автономную область, уже сформированы. Они прошли часть необходимых процедур согласования, во всех отраслевых министерствах Правительства Российской Федерации мы защитили нашу программу с общим объемом финансирования 41 миллиард рублей на период 2012-2018 годы, но самое главное испытание нам только предстоит пройти – защиту в Министерстве экономического развития и Минфине в конце сентября или начале октября. Мы готовимся к этой процедуре. И я надеюсь, что нам все же  удастся отстоять свои позиции, если изначально под реализацию данной программы будут выделены ассигнования в тех объемах, под которые был заявлен проект.

Сегодня преждевременно говорить о результатах этой работы. Но если такие средства действительно будут выделены нашему субъекту федерации на реализацию программы, это будет новая ступень в развитии нашей области, потому что заложены действительно серьезные объекты капитального строительства,  прежде всего, относящиеся к социальной сфере:  школы, детские сады, дома культуры, спортивные сооружения, больницы.

На дороги предполагается выделить порядка 18 млрд – это позволит полностью завершить реконструкцию автодорог Биробиджан – Ленинское, Биробиджан – Амурзет, и таким образом мы все районные центры свяжем современными автомобильными дорогами. Кроме того, это подъезды к населенным пунктам.

– Какая примерно часть сельскохозяйственной продукции, произведенной в Еврейской автономной области, здесь же и перерабатывается, что сделано  и предполагается сделать для развития пищеперерабатывающей промышленности?

– Область ежегодно производит примерно 3 тысячи тонн мяса, обеспечивая свои потребности на 32%. Производственные мощности по переработке мяса в области рассчитаны на переработку 1,5 тысяч тонн мяса в год, а произведенного на территории области мяса в 2011 году было переработано всего 200 тонн. 90% мяса на этих мощностях перерабатывается блочного, ввозимого из-за границы, которое дешевле и без костей, и переработчики мяса предпочитают его. Остальное произведенное в области мясо реализуется на рынках и, к сожалению, в значительном объеме в живом весе вывозится в другие регионы. Эта тенденция характерна не только для нашей области. Такая -же и в соседней Амурской области. И это будет до тех пор, пока будет выгоден импорт, а не закупка на месте.

Молока в ЕАО производят 26 тысяч тонн в год, а перерабатывают только 3,5 тысячи тонн, то есть 13%, остальное молоко используется для собственных нужд хозяйств и коммерческой продажи. При этом летом производственные мощности по переработке молока задействованы на все 100%, а зимой – не в полном объеме.

К сожалению, размещение производительных сил в советские времена были не в пользу Еврейской автономии, и все более или менее крупные перерабатывающие производства находились в крупных центрах, в Хабаровске, в Комсомольске-на-Амуре, куда мы поставляли основную продукцию.

Дальше – о переработке сои. В последние три года производство сои в области варьируется от 65 тысяч тонн до 100 тысяч тонн, то есть, в среднем –80 тысяч тонн в год. Перерабатывается на месте примерно 20-25%. Вы знаете, что у нас в селе Ленинском есть небольшой цех. Он перерабатывает примерно 22-25 тысяч тонн сои в год. Производит соевое масло и экструдированный белок, который идет в основном на кормовые добавки. Остальная соя реализуется в первоначальном виде. Сейчас на территории области реализуется проект строительства завода по глубокой переработке сои в объеме 114 тысяч тонн в год. Наш проект вошел в общий проект развития соевого кластера на Дальнем Востоке, рассмотрен на Совете губернаторов. На сегодняшний день завершаются проектные работы, полностью проведены изыскательские работы, выделен земельный участок в микрорайоне Биробиджан-2, создано предприятие. Начало строительства завода планируется в 2013 году, завершение строительства – в 2014 году. Этот материал будет презентоваться на саммите АТЭС.

Ряд крупных крестьянских (фермерских) хозяйств   автономии сегодня оказались в непростой финансовой ситуации. Приставы за долги арестовывают имущество на гусеферме в Кирово, на грани разорения хозяйство Баумбаха, а сам он якобы в бегах. Известно ли Вам об этом? И если да, то намерены ли областные власти вмешаться в ситуацию, оказать поддержку этим и другим сельхозтоваропроизводителям?

– Сегодня, к сожалению, действительно ряд сельскохозяйственных предприятий области находится в сложном финансовом состоянии. И если бы мы не предпринимали соответствующие меры, то эти предприятия обанкротились еще два или три года назад. Немного из предыстории данной проблемы. Вы помните, что с 2006 года в Российской Федерации начали  реализовываться национальные проекты в образовании, здравоохранении, жилищной сфере и агропромышленном комплексе. В этот период государство через Россельхозбанк выделило значительные средства на развитие сельскохозяйственной инфраструктуры: для создания животноводческих комплексов, перерабатывающих предприятий и так далее. Правительство ЕАО предложило районам, крестьянам и фермерам дать предложения, кто чем хочет заняться и что развивать.  Соответствующие предложения поступили и от администраций Октябрьского и Ленинского районов и предпринимателей, которых вы сейчас назвали.

Представленные бизнес-планы были рассмотрены Россельхозбанком. И думаю, если бы не было оснований эти проекты реализовать, вряд ли здравомыслящие  руководители пошли бы на это, и прежде всего те, которые выдавали соответствующие кредитные ресурсы. Безусловно, требовались и гарантии правительства области. Правительство области пошло на то, чтобы заложить в банк часть государственного имущества под реализацию этих проектов.

Но, как говорится, гладко было на бумаге, а дальше появились сложности. Если коснуться ситуации по хозяйству Баумбаха, то внешне все в порядке – основное помещение построено, доильный цех также, завезен скот. Но не было продумано главное: что близ этого комплекса нет земель для выращивания кормов, кукурузы. На тот момент, когда этот комплекс туда "садился", эти земли уже находились в долгосрочной аренде либо как паи были переданы в частную собственность. И те затраты, которые были просчитаны в бизнес-планах, в реальности оказались на порядок выше. Были и субъективные причины, по которым фермер перестал заниматься своим хозяйством.

Говорить, что крестьянам не оказывалась государственная  поддержка, будет неправильно. В строгом соответствии с действующим законодательством те фермеры, которые взяли кредиты в банке под строительство сельскохозяйственной инфраструктуры, в полном объеме получали субсидии. Кроме того, от области они получали дотации на молоко. В ЕАО дотации на молоко самые высокие в дальневосточном регионе. Сегодня это 4,5 рубля, и в целом закупочная цена составляет 24 рубля.

Или та же самая гусиная ферма. Я знаю фермеров Тарасенко лично. Оба супруга по своей специальности очень хорошие строители. Но в этой ситуации получилось так, что пирожник начал тачать сапоги. Не понимая в полной мере технологию выращивания птицы, они занялись этим бизнесом. Увидели в этом проекте в первую очередь то, что можно построить такие прекрасные помещения. Когда же были привлечены специалисты для реального расчета, выяснилось, что приобрели более дешевое инкубационное оборудование, которое предполагает, что выход молодняка будет не больше 40%, а должно быть  не менее 75%. Или кормовая база: хозяйство, которое имеет  5 тысяч гектаров собственной пашни, сдает ее в аренду, а покупает зерно, где придется. Разве это  хозяйский подход? Уже практически год, как лично я подключился к решению проблем этого хозяйства. Договорились с Росагролизингом, что он все недостающее оборудование, необходимое хозяйству, даст в лизинг на общую сумму 360 миллионов рублей. Но для этого, естественно, надо выполнить ряд условий и, прежде всего, подготовить документацию. И вот в течение года руководители хозяйства вместе со всеми своими помощниками не могут оформить документы. К сожалению, думаю, это не последнее хозяйство на территории области, которое может оказаться в таком же положении. Есть еще "Кооперация",  в отношении которой в скором времени может быть введено конкурсное управление.

В то же время, несмотря на проблемные моменты в развитии сельского хозяйства, сегодня появляются и новые инвесторы. Это уже люди со стороны, из других субъектов федерации. Так, сегодня мы работаем с крупной компанией "Скиф" из Якутии. Вы знаете, что она специализируется на выращивании скота, птицы, переработке мяса, производстве мясных деликатесов, колбас и т.д. Они предложили создать на территории области предприятие по производству мяса кур в объеме 10 тысяч тонн в год. Мы поддерживаем этот проект. У этой компании есть предприятия на территории Амурской области, в Калмыкии, в Якутии. Если этот проект будет удачным, у компании есть намерение строительства  предприятия по откорму крупного рогатого скота на мясо. Это, конечно, серьезный инвестор.

Сегодня, я думаю, ни для кого не секрет, что дальнейшее развитие сельского хозяйства, в том числе и в Еврейской автономной области, может идти только по пути создания крупных предприятий. Крестьянские фермерские хозяйства должны будут обслуживать эти крупные предприятия, выращивая для них корма всех видов и обеспечивая их какими-то другими услугами, которые этими предприятиями будут востребованы. Такой способ ведения сельского хозяйства себя оправдывает.

Безусловно, также ведущим остается развитие личных подсобных хозяйств. С этой целью в следующем году мы планируем закупить еще четыре комплекса по сбору и переработке молока на месте, два мы приобрели в прошлом году. Это с тем, чтобы заинтересовать наших селян развивать свои подворья. 

Не секрет, что в нашей области заготовкой леса занимаются в основном жители из Китая. И всё поставляется также в основном в сопредельное государство. В итоге жители области покупают потом изделия, изготовленные из нашей же древесины.  На территории ЕАО деревообрабатывающих предприятий недостаточно, даже в селах проблема приобрести какой-либо строительный материал. Как планируете решать эту проблему?

– Правительство Российской Федерации поставило перед областными властями задачу сократить поставки необработанной древесины за границу до минимума. Сегодня на территории области зарегистрировано 12 арендаторов лесных массивов, из них только четыре – предприятия с китайским капиталом. Вместе с тем около половины древесины (240 тысяч кубометров) из всей заготовленной в области приходится именно на эти предприятия.

Чтобы сократить вывоз леса за пределы России, была введена повышенная таможенная пошлина, так что китайские предприниматели стали строить перерабатывающие предприятия на территории ЕАО (в с. Пашково, в с. Ленинское).

В то же время хочу сказать, что общая деляна, которая может быть использована ежегодно в нашей области, – в пределах 1-го млн кубических метров. К сожалению, этот лес находится в труднодоступных местах, в основном, на сопках, куда нет дорог. Этот лес, конечно, нужно заготавливать и перерабатывать, потому что он перестаивает, падает, и в результате начинаются лесные пожары. Мы в этом году обратились в федеральное лесное агентство с просьбой включить область в федеральную целевую программу по строительству лесных дорог. Пока положительного ответа мы не получили. Но получили промежуточный ответ: они просят от нас еще более подробно обосновать необходимость вложения денежных средств в то, чтобы можно было построить эти лесные дороги и затем предоставлять данные участки в аренду для переработки.

В то же время хочу сказать, что на сегодняшний день ни одного неудовлетворенного заявления от российских предпринимателей, поданных на право обладания участком для заготовки леса, нет. Сегодня есть проблемные моменты, когда, предположим, обращаются фермеры или просто граждане для заготовки дров и так далее. Дело в том, что изменилось лесное законодательство, Лесной кодекс, и сегодня, в принципе, кто попало заготавливать лес не имеет права. Могут его заготавливать только специализированные предприятия. В связи с этим функцию обеспечения сельского населения пиломатериалами и дровами уже второй год выполняют лесхозы, и надо сказать, прошлый год показал, что лесхозы в состоянии с этой задачей справиться. На сегодняшний день ни одного вопроса и ни одной жалобы из каких-то населенных пунктов о том, что сельские жители не могут приобрести дрова, нет.

– В области набирает обороты горнодобывающая отрасль (ГОК, золотодобытчики, бруситовый карьер, марганцевые месторождения). В то же время в своем Послании экс-Президент Дмитрий Медведев особое внимание уделял вопросам экологии. Каким образом эти вопросы решаются  и будут решаться в нашей области?

– Вопрос охраны окружающей среды очень актуален в свете тех задач, которые были поставлены и экс-президентом России, и в целом концепцией развития экологии в Российской Федерации. Острее всего это ощущают руководители горнодобывающих предприятий, потому что контроль за их деятельностью со стороны экологических служб очень жесткий.

Я, постоянно бывая на этих объектах или проводя заседание штаба, слышу о том, что руководители жалуются где-то даже на излишнее усердие в этих вопросах со стороны надзорных органов. Я должен сказать, что нарушения экологического характера со стороны этих предприятий все равно имеют место, за что они несут достаточно суровое наказание, в том числе и в денежном выражении. Могу привести только один пример, что, допустим, при строительстве нефтепровода строительная организация, проводившая работы, за нарушения экологического законодательства заплатила более 3,5 млн рублей по тем протоколам, которые были составлены нашими экологическими службами.

С другой стороны, все данные объекты строятся в строгом соответствии с проектно-сметной документацией, которая прошла государственную экспертизу и как составную часть госэкспертизы – экологическую экспертизу. В соответствии с требованиями сегодняшнего законодательства каждое предприятие имеет либо специальную службу, либо ответственных лиц с экологическим образованием для осуществления этой работы. Кроме того, в соответствии с проектно-сметной документацией эти предприятия также ведут работу по восстановлению, допустим, если они вырезали лес для строительства ЛЭП или для проведения вскрышных работ, то они в соответствии с разработанными картами должны заниматься и занимаются восстановлением леса. ГОК уже два года подряд проводит такие посадки в Облученском районе в тех объемах, которые определены данной документацией, кроме этого, они производят компенсационные выплаты за нанесение ущерба окружающей среде. Эти средства поступают не в областной бюджет, а в федеральный, и мне трудно сказать предметно, на что они направляются в нашей области. Но в целом эти платежи идут на восстановление лесов и на другие экологические проекты.

– Не так давно, летом, возникал вопрос о приватизации пассажирского автотранспортного предприятия, стоит ли он сейчас на повестке дня? Ваше мнение о перспективах приватизации предприятия?

Скажу как бывший мэр города: то, что сегодня в Биробиджане относительный, скажем, порядок в вопросах перевозки пассажиров общественным транспортом, – в значительной мере заслуга муниципального пассажирского автотранспортного предприятия, потому что оно является прямым противовесом частным предпринимателям, которые занимаются этим делом. Практика показала, что там, где в свое время муниципальные предприятия "приказали долго жить" или были приватизированы, там ситуация значительно сложнее. Я это знаю не понаслышке и по городу Иркутску, и по целому ряду других городов, где просто нет муниципального  транспорта и творится вакханалия в пассажирских перевозках. Это первое. И, исходя из того, что я сказал, конечно, моя позиция такова, что надо стремиться к тому, чтобы муниципальное предприятие обязательно было в городе, потому что кроме основных полномочий оно еще призвано решать целый ряд специальных задач мобилизационного плана. Поэтому здесь есть прямой резон это предприятие сохранить.

И во-вторых, я хочу сказать, сохранять его, безусловно, мы будем не любой ценой. Это предприятие сегодня работает более-менее устойчиво. По крайней мере, на 1 июля нет ни задолженности по зарплате, ни задолженности по налогам. И каких-либо симптомов, говорящих о том, что надо поменять у него форму собственности, я не вижу. Хотя, безусловно, проблемы сегодня есть по городу. Прежде всего, наверное, не полностью удовлетворяют население маршруты перевозок пассажиров на дачу. Но здесь особый вопрос. Здесь, конечно, надо выбрать золотую середину: чтобы, мягко говоря, не "похоронить"  предприятие, но и, конечно же, не надорвать карман горожан.

Александр Аронович, в этот году начал работать  областной дорожный фонд, но его работа разочаровала город Биробиджан, водителей города и власти Биробиджана, потому что основные поступления из города в этот фонд. Здесь больше всего водителей, которые платят транспортный налог, здесь больше всего реализуют горючее, часть налога от которого тоже идет в фонд, а вот распределение средств ведется не пропорционально платежам.  Как Вы считаете, это справедливо?

– Реконструкция дорог города Биробиджана была проведена в среднем от 8 до 11 лет назад. Это улицы Пионерская, Комсомольская, Советская. Поэтому сегодня действительно подходит период, когда нужны капитальные вложения в город. И мы, безусловно, с учетом этого будем планировать 2013 и последующие годы. Основной поток транспорта движется по дорогам города, поэтому будут выделены дополнительные средства.

Вместе с тем, хотя источником пополнения дорожного фонда является в первую очередь Биробиджан, средства фонда должны распределяться так, чтобы обеспечить равные условия для жителей города и районов области.

Но при всем при этом сегодня 30% от тех средств, которые причитаются муниципалитетам, получает город Биробиджан. В этом году по этому фонду Биробиджан получит 32 млн рублей. Дело в том, что столько город никогда не получал. Город Биробиджан ежегодно в своем бюджете предусматривал 50 млн рублей на дороги. Кроме этого, учитывая ситуацию, которая по дорогам в городе складывается, мы из бюджета выделили еще 10 млн рублей, которые сегодня будут использоваться.

– Дороги местного значения переданы в ведение муниципальной власти, но зачастую бюджет поселений не способен решать такие проблемы. В итоге в некоторые села автобусы ходят редко, и люди порой отрезаны от райцентра и Биробиджана. Как избавиться от бездорожья в селах?

– Конечно, проблема сельских дорог существует, причем она обострилась в тот период, когда был принят 131-й Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации, согласно которому область обязана была передать часть дорог в муниципальное ведение. Соответственно, муниципалитеты должны сегодня нести бремя содержания этих дорог. Но мы-то живем на земле и прекрасно понимаем, что у муниципалитетов нет таких денег. Поэтому на протяжении двух последних лет я, как губернатор, поставил это направление приоритетным и по вопросам финансирования, и по вопросам проведения соответствующих работ.

Два года назад у нас действительно была очень плохая ситуация с сельскими дорогами, когда в отдельные села даже не могли пройти автобусы. Поэтому были выделены дополнительные средства муниципалитетам, и в 2010 году была проведена работа по приведению этих дорог в более-менее проезжее состояние. В 2011 году было выделено порядка 21 млн рублей на эту работу, а в этом году из областного дорожного фонда было выделено почти 90 млн рублей. Поэтому сегодня мы уже не можем говорить о том, что у нас есть дороги, по которым вообще нельзя проехать. Сегодня это больше всего зависит от расторопности местных властей, которые могут своевременно выполнить эту работу либо своими силами, либо заключить договор со специализированными предприятиями, которые могли бы эту работу провести. Я могу со всей определенностью и ответственностью сказать, что на 1 сентября текущего года все дороги в нашей области открыты для движения автотранспорта, включая автобусы. Все дороги были обследованы к 1 сентября в связи с организацией подвоза детей в школы в сельской местности. Но до идеальных муниципальных дорог еще далеко.

Граждане сел и сейчас жалуются на плохое и нерегулярное автобусное сообщение. Но я считаю, что качество дорог здесь не при чем, а проблема искусственно создана перевозчиками.

К сожалению, пассажиропоток из сельской местности сегодня уже не такой, какой он был, допустим, десяток лет тому назад. В связи с этим некоторые маршруты для автобусных перевозчиков стали невыгодными, и они просто-напросто перестали туда заезжать. Для того чтобы этого не происходило, 18 июля этого года по моей инициативе был внесен проект закона о внесении изменения в областной закон об автомобильном транспорте общего пользования. В нем мы предусмотрели субсидии для муниципальных бюджетов, чтобы они могли дотировать убыточные маршруты перевозчикам, чтобы автобусы независимо ни от чего, даже если там один пассажир едет, выполняли свои рейсы. Эти проблемы у нас в основном по Октябрьскому району, Ленинскому, Биробиджанскому и Облученскому району. Все необходимые маршруты уже дотируются с 1 августа, и, соответственно, автобусы выполняют по этим маршрутам рейсы. Механизм осуществляется расчетным путем, перевозчики с этим согласились, с ними подписали соглашение, и им выплачивается ежемесячно эта субсидия.

– Александр Аронович, коррупция – это слово,  которое в последнее время стало даже нравиться, такое модное слово.  Я хотела спросить: кроме громких судебных процессов над врачами, системная борьба борьбы с коррупцией в этой сфере разработана? Или будет когда-нибудь разработана?

– Сегодня почти все органы государственной власти области работают по единой областной программе противодействия коррупции на 2011- 2013 годы, один из блоков которой относится к здравоохранению. Отдельной специальной программы по борьбе с коррупцией в этой отрасли нет. Эксперты – прокуратура, полиция, ФСБ и т.д., – те, кто этим занимается профессионально, говорят, что коррупция, все ее признаки и меры ее профилактики, в принципе, одинаковы для любой отрасли. То есть, основные направления работы – это, во-первых, причины, создающие возможность для получения и дачи взятки. Второе – это, конечно, профилактика – хоть в образовании, хоть в здравоохранении, хоть в культуре. Прежде всего, это работа с людьми: и теми, кто дает, и теми, кто берет. Третье – это так называемая бытовая коррупция в здравоохранении. Сегодня в сознании людей, в сознании пациентов заложено какое-то преклонение перед врачом, благодарность искренняя, сердечная ему за то, что он хорошо принял, лечит. И пациент, который к приходит на прием, хочет сделать приятное, как-то отблагодарить доктора. В целом ряде  зарубежных стран это  не запрещено.

Одна из составляющих профилактики коррупции – это достойная заработная плата. По крайней мере, эту задачу перед нами поставил Президент в своем Указе от 7 мая, и действительно, в здравоохранении поэтапно к 2018 году мы должны заработную плату увеличить в два раза, то есть довести до определенных цифр. По нашим расчетам, зарплата врачей к этому периоду должна достичь не менее 60 тысяч рублей. Будет ли это способствовать профилактике коррупции? Наверное, в определенной степени будет. Жизнь покажет, конечно.

Безусловно, сегодня и правоохранительные органы тоже ведут работу, в том числе и по фактам платных и бесплатных операций.

Я думаю, что в ближайшие годы мы ситуацию в здравоохранении изменим принципиально. И прежде всего это касается обеспечения кадрами. Мы ждем в этом году приезда не менее шести врачей в областную больницу из других регионов. Принят областной закон о социальных гарантиях врачей, которые приезжают на территорию области. Я искренне надеюсь, что будет идти процесс декриминализации этой отрасли.

В конце прошлого года наш вуз стал университетом, ему даже присвоили имя Шолом-Алейхема. Считаете ли вы достаточной национальную составляющую вуза, и какие меры по этому вопросу Вы считаете первоочередными?  И второй вопрос. Считаете ли Вы необходимым принять областную целевую программу развития языка идиш и еврейской культуры в области?

– Была проведена очень большая работа, для того чтобы в сегодняшнее непростое время наш вуз смог повысить свой статус и подтвердить свою состоятельность.  Всего за  2010 и 2011 годы только два вуза Российской Федерации, включая наш, повысили свой статус. Что касается гуманитарной составляющей университета, то, конечно же, сама изначальная основа  его еще в бытность социально-гуманитарной академией была значительной.  Достаточно  сказать, что наш вуз сегодня работает по семидесяти программам гуманитарного цикла при обучении студентов, поэтому, по оценкам экспертов, считается, что уровень гуманитарной составляющей в вузе достаточно высок. Хуже обстановка со специальной, технической  составляющей, которую сегодня вуз пытается развивать. Что касается национального компонента, то здесь тоже не все однозначно. Действительно, до нынешнего года в вузе было отделение языка  идиш, но,  к сожалению, в силу того что специалисты, которые выходили из стен вуза, были невостребованными, вуз принял решение о временном приостановлении набора в этом году. Я считаю это ошибочным, и соответствующий разговор с ректором у меня на эту тему состоялся. Что  касается национального компонента в исследовательской работе, то здесь дела обстоят более или менее благополучно. Практически ежегодно преподаватели защищают диссертации по этим направлениям. Допустим, была защищена диссертация Петра Примака  на тему: "Этнокультурная адаптация евреев в Еврейской автономной области к общественным трансформациям конца XX – начала XXI века",  в этом году Валерия Каштанюк защитила диссертацию "Социокультурная адаптация евреев в Еврейской автономной области в Израиле и их реиммиграция на рубеже XX – XXI века". В этом смысле национальная составляющая присутствует. Более того, с открытием в институте комплексного анализа региональных проблем специального отделения по изучению истории,  языка, истории переселения евреев на Дальний Восток  расширяются горизонты участия нашего вуза в исследовательской работе. В то же время, какие первоочередные меры нужно предпринять для развития вуза? Я скажу, что ситуация в самом деле очень непростая. Вы знаете, что в очередной раз руководством РФ поставлена задача сократить количество вузов уже в 2013 году на 20%. Вы понимаете, сегодня эта работа уже ведется. И к декабрю на стол руководителей государства ляжет рейтинг всех высших учебных заведений Российской Федерации с предложениями о том, кого надо, мягко говоря, сократить либо закрыть. В связи с этим и наш вуз, и я, как руководитель области, предпринимаем меры, чтобы университет сохранился. У меня состоялась уже в этом году встреча с новым министром образования, я рассказал о значимости вуза для Еврейской автономной  области. Думаю, прежние руководители области, при которых она стала субъектом Федерации, решили первую задачу – впервые на ее территории были открыты педагогический и научно-исследовательский институты. Это два кита, на которых изначально должно выстраиваться развитие любого региона, – наука и образование. И сегодня для нас оба учреждения – это как две руки: отруби любую из них – региону будет так же, как человеку, очень и очень тяжело. Последствия – это молодежь, которая у нас остается, благодаря наличию собственного вуза, будет просто-напросто вынуждена выезжать за пределы области для обучения. А учитывая колоссальный дефицит кадров сегодня во всех регионах… Конечно, крупным городам и регионам сегодня отдается предпочтение по понятным причинам.  Мы с министром достигли определенного взаимопонимания по этим вопросам, но все решит, безусловно, рейтинг, в котором участвует и наш вуз. По предварительным данным,  мы находимся вверху второй половины списка. Но я думаю, хватит разума у наших руководителей на то, чтобы в тех регионах, которые имеют единственный вуз, при условии, что он отвечает всем сегодняшним требованиям, эти вузы оставить. Наш вуз отвечает всем этим требованиям, потому что только год назад он прошел аттестацию, аккредитацию и т.д. Но нам предстоит его материально укрепить, потому есть сегодня соответствующие требования: учебная площадь, оборудование и т.д. И здесь мы тоже на месте не сидим, постоянно работаем с Министерством образования и науки. Об этом, я думаю, вам мог бы рассказать более подробно ректор. Мы в очередной раз обратились к новому министру… Как только будет принято решение о том, что  наш вуз будет дальше жить и развиваться, он будет включен в федеральную программу развития материально-технической базы высших учебных заведений. По крайней мере, по этим двум направлениям мы сегодня работаем. И второй момент, чем необходимо вузу заняться, чтобы подтвердить свою состоятельность, это превратить университет в научно-исследовательский центр не только на территории области, но и Дальнего Востока. Потому что главное предназначение университета – это, прежде всего, научные разработки, их реализация и внедрение в производство.

Вопрос этот уже обсуждался на одной из встреч. Это разница в заработной плате специалистов по статусу одинаковых, тех, которые работают в  учреждениях среднего специального образования –  колледже культуры, и дополнительного образования, представленных музыкальной и художественными школами. Фактически заканчивали одни вузы, а источник дохода кардинально отличается. Что можно сделать на уровне области?

– Мы сегодня, во-первых, написали обращение в Министерство образования и науки с просьбой о разъяснениях, во-вторых, сегодня мы просчитываем цену вопроса.

Педагоги дополнительного образования, работающие в этих учреждениях, не должны получать зарплату ниже, чем те, кто работает в общеобразовательных, потому что в принципе занимаются одним и тем же, у них почасовая оплата и т.д. Если уже в 2013 году наш бюджет позволит довести их зарплату до средней по образованию, мы на это пойдем. И еще один  момент. Сейчас рассматривается вопрос о передаче на региональный уровень учреждений дополнительного образования, которые сегодня муниципальные. Вот-вот должен появиться документ об этом. Если передача произойдет, то мы подровняем всех их и будем решать вопрос об оплате по той же сетке, как и у педагогов. Перспектива есть.

– Президент Путин говорит о необходимости ротации правительственного и губернаторского корпуса. Нужно ли обновление руководителей муниципальных органов автономии, и готовится ли какой-то резерв для их смены?

–– О ротации кадров был принят ряд президентских Указов и Постановлений Правительства по линии государственной гражданской службы, и сейчас эта проблема с новой силой поднимется в связи с тем, что Администрация Президента дополнительно возложила обязанности по организации работы  и по контролю над созданием резерва управленческих кадров на Управление внутренней политики Администрации Президента Российской Федерации – раньше такой функции не было у этой структуры. Сейчас такие полномочия ей даны. 

И мы получаем документы, которые нацеливают нас и все уровни власти на то, как надо заниматься подбором, расстановкой, обучением кадров и созданием резерва. Хочу напомнить о том, что в 2013 году начинается череда новых выборов в  ЕАО. Это выборы глав поселений городских и сельских и депутатов представительных органов поселений. В 2014 году должны пройти выборы глав муниципальных районов: в Смидовичском, Биробиджанском, Октябрьском районах.  Если в окончательном решении будет принят Закон о едином дне голосования, может сложиться так, что в 2014 году пройдут и выборы губернатора ЕАО.

16899
Политика