Предложенная управлением культуры правительства ЕАО концепция развития профессионального музыкального искусства вызвала широкий общественный резонанс и резкую критику экспертного сообщества. Чиновникам поставили в вину формальный подход к разработке документа, в том числе откровенный плагиат при подготовке документа, а также отсутствие реальных предложений. Как заявила в интервью ИА ЕАОMedia руководитель управления культуры Светлана Тромса, концепция послужила основой для независимого экспертного обсуждения, и ее нельзя рассматривать как окончательный вариант программного документа.
Светлана Тромса. Фото: редакция газеты "Биробиджанская звезда"
— Светлана Станиславовна, жесткая критика концепции развития профессионального музыкального искусства, подготовленной управлением, имеет, на Ваш взгляд, основания?
— Прежде всего, понимаю, что любой чиновник, как бы хорош он не был, он не напишет концепцию. Он будет ее реализовывать. Писать должны люди компетентные – это люди искусства, профессионалы, люди науки. Концепцию, которая появилась, нельзя рассматривать как непосредственное руководство к действию, никто не предлагал принимать ее безоговорочно. Скорее, это была попытка прощупать почву, привлечь к разработке профессионалов. Изначально был настрой на диалог с профессиональным сообществом.
— Свою задачу она выполнила?
— Последние годы момент профессионального искусства в области был несколько упущен. Сейчас, на волне общественного интереса, надеюсь, будет более содержательным разговор о том, как исправить ситуацию. Разработка концепции немыслима без участия профессионалов и ученых. Люди искусства в области есть, к сожалению, с научной составляющей есть проблемы. Они пока далеки от решения. Сегодня очевидно, что были допущены определенные ошибки на стадии разработки документа.
В ходе круглого стола, и позже на страницах СМИ было высказано немало интересных предложений, но они больше идут в "дорожную карту", в план мероприятий. Спасибо огромное тем нашим общественным, независимым экспертам, которые подключились к обсуждению. Интересные предложения были у Владлены Лагуновой, Елены Болтыбаевой. Марины Петрук.
Рабочая группа по разработке концепции продолжит свою деятельность, но теперь это очевидно, что необходим новый формат экспертных групп. Возможно, их будет несколько, по различным направлениям. Жесткая критика (а она была), не повод, чтобы отказываться от опыта такого профессионала как Александр Петрук. Мы все заинтересованы в конечном успехе.
— Какие-то жесткие сроки по разработке концепции стоят перед управлением культуры?
— Их нет, но это не повод откладывать ее принятие в "долгий ящик". Проблема назрела давно и требует своего решения. Но конкретные сроки подготовки нового варианта концепции назвать остерегусь – это зависит от многих составляющих. Пока могу сказать, что после сбора экспертных заключений, рабочую группу планируем собрать уже на следующей неделе. В любом случае, документ будет вынесен на общественное обсуждение.
— Повышенное внимание к профискусству не скажется на самодеятельном творчестве?
— Думаю, что не совсем корректно ставить вопрос о перекосе региональной политики в пользу самодеятельного творчества. В искусстве важны все направления и уровни. В любом случае, мы не должны лишать наших земляков возможности приобщиться к профессиональному искусству. Разные пути есть для этого. Мы может использовать опыт других регионов, тесно сотрудничать с нашими соседями – с Хабаровским краем, Амурской областью. Больше приглашать их профессиональные коллективы. Но несмотря на то, что мы маленький регион, мы должны стремиться к тому, чтобы у нас проявился свой базовый профессиональный коллектив. Он должен выезжать, представлять нашу область на профессиональном уровне.
Пока наше опорное учреждение – филармония – выполняет не те функции, которые изначально были на нее возложены. Сейчас она больше используется как концертная площадка. Да, там проводятся лектории, музыкальный абонемент, но очевидно, что этого недостаточно. Коррективы в работе этого учреждения назрели, думаем над его штатной структурой. Есть острая нехватка профессиональных кадров – приглашать кого-то извне – надо его чем-то привлечь – квартирой, зарплатой, чтобы он чувствовал себя востребованным. На подготовку собственных кадров требуется время и деньги.
Тем не менее, тот интерес, который вызвала тем развития профискусства, обнадеживает. И если профессиональное сообщество будет активнее участвовать в разработке концепции, есть надежда, что на выходе мы получим рабочий документ.
От редакции напомним, что пианист Александр Петрук жестко и аргументированно раскритиковал "Концепцию развития профессионального музыкального искусства на территории Еврейской автономной области на период до 2025 года". Внимательно изучив его, музыкант пришел к выводу, что это чистейшей воды плагиат, поскольку концепция местных управленцев от культуры является на 90-95% компиляцией таких же документов (они взяты за основу с соответствующих сайтов и это легко проверить), с сайтов Министерства культуры РФ и министерства культуры правительства Хабаровского края. И лишь 5-10% собственного "самодеятельного" творчества местных чиновников. Тем самым, по его мнению, управление культуры "подставило" своего непосредственного куратора – заместителя председателя правительства области Владимира Приходько.
Александр Петрук заявил, что "в ЕАО существует серьезнейший перекос в сторону самодеятельного творчества населения в ущерб развитию собственно музыкального искусства и инструментализма в частности". Однако по какому-то странному стечению обстоятельств чиновники от культуры даже не удосужились привлечь его в качестве эксперта и не обратились к нему с предложением высказать свои соображения по поводу рождаемой в таких муках концепции.
Ранее к дискуссии подключился бывший начальник управления культуры областного правительства, дирижер-хоровик Александр Ярковой. По его мнению, разработанный в чиновничьих недрах документ уместен тогда, когда есть профессиональное понимание и профессиональный подход для решения поставленной задачи. Такого подхода Александр Ярковой не увидел. Напротив, он заявил "об отсутствии как видения, так и понимания в решении затронутой темы".
Нотки жесткой критики в адрес филармонии и управления культуры прозвучали позже и в интервью профессиональной пианистки Марины Петрук, которая заявила, что "дилетантам не место в профессиональном музыкальном искусстве ЕАО. Концепцию развития профмузискусства должны разрабатывать профессионалы, а не чиновники от культуры и "самодеятели". Однако они ее все же принялись разрабатывать.
"Первое и главное препятствие в развитии профессионального музыкального искусства в ЕАО – непонимание сути, цели культуры и искусства у наших управленцев. Основной целью должно быть не проведение мероприятий, "галочки" и увеличение количества концертов в отчётах. Второе препятствие – отсутствие чёткого и ясного понимания, "как должно быть". Третье – вытекающее из второго пункта отсутствие концепции развития профессионального искусства в области и её реализации", — убеждена Марина Петрук.
Кроме того, пианистка выступила с пакетом предложений по развитию в ЕАО профессионального музыкального искусства, заявив, что "концепцию развития профмузискусства в ЕАО надо не "плагиатить", а разрабатывать самим". Марина Петрук предлагает учредить худсовет, ввести аттестацию руководителей культуры и создать детскую филармонию.
"В течение последних трех лет велась планомерная работа по разрушению представлений о функциях концертного зала филармонии, и о содержимом концертов, связанных с классической музыкой", — заявила в свою очередь директор Биробиджанского колледжа культуры и искусств Елена Болтыбаева. Пианистка Ольга Котова, размышляя о проблемах в этой сфере и необходимости привлечения в качестве экспертов профессиональных музыкантов заявила: "В ЕАО нет сегмента профессионального исполнительского искусства".
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Концепцию развития профмузискусства в ЕАО надо не "плагиатить", а разрабатывать самим
Скандал с плагиатом: управление культуры ЕАО не знает, что такое профмузискусство
Скандал в культуре ЕАО — биробиджанский музыкант уличил в плагиате чиновников от культуры