Национальный парк – это уже некий плюс к статусности области, это целый комплекс, который можно развить на инвестиционных вложениях, а не просто отдельный объект экотуризма, уверен заместитель руководителя управления Росприроднадзора по ЕАО Василий Горобейко. Корреспондент газеты "Биробиджанская звезда" Алексей Зливко с ним о том, что нового именно в таком типе особо охраняемой территории и чем она будет хороша и выгодна для ЕАО, сообщает ИА ЕАОmedia.
Василий Горобейко. Автор фото: Газета Биробиджанская звезда
- Василий Васильевич, известно, что создание в ЕАО национального природного парка - дело решенное, оно одобрено и на уровне Министерства природных ресурсов и экологии, и на уровне нашей области. У нас есть заказники, заповедники, но национальный парк - для нас понятие новое…
- Идея создания особо охраняемой природной территории федерального значения не нова. Доподлинно неизвестно, но еще в 1980-х годах прошлого века эту идею активно отстаивал институт водных и экологических проблем. Но были и более ранние материалы, например, еще в период начала освоения Дальнего Востока одним из первых научных подразделений, которые появились в ЕАО, была Хинганская ботаническая станция близ Помпеевки. Эти места сами по себе уникальный по природным составляющим объект. Река Помпеевка берет свое начало в северо-восточной части Помпеевского хребта, течет она стремительно, с большим количеством перекатов, валунов, там почти ненарушенные самые ценные леса на Дальнем Востоке - кедрово-широколиственные. Есть участки, вообще ни разу не тронутые рубками из-за труднодоступности. Такие леса со всей их растительной насыщенностью привлекают сюда множество зверей, в том числе крупных копытных - изюбрей, кабанов, косуль, нередок соболь, колонок, белка.
Помпеевка отличается кристально чистой водой, обилием рыбы, прежде всего ленков, хариусов, и наличием мест, пригодных для нереста осенней кеты. В устье река полноводна, течет по равнинной поверхности, там заходят и амурские виды рыб - верхогляд, щука и другие.
Когда-то в помпеевских скальных районах обитал амурский горал – горный козел, это была единственная на левобережье Амура популяция. Ближайшая точка, где он еще есть, – скальники юга Приморья. Есть еще горал в Тибете, но где мы, а где Тибет… А в ЕАО этого мирного козлика выбили к
80-м годам прошлого века, популяция исчезла. Иронично звучит, но в ЕАО еще есть люди, помнящие вкус его мяса.
Также в Помпеевке обитал дальневосточный леопард, красивейший зверь. Последнего барса добыли в 1931-м году в истоках Биджана. Сейчас фиксируется постоянное присутствие амурского тигра, это мы считаем очень хорошим показателем для данной территории – она здорова, там сохраняется все биоразнообразие.
Помпеевка вошла во все перечни территорий, которые нужно охранять, - и всероссийского, и федерального значения. Споры есть по статусу территории, что это будет – заповедник, заказник, национальный парк? Конечно, оптимальный статус – заповедник, он позволяет реально сохранять виды, вести научную деятельность, не позволяя вмешиваться посторонним. Попытка создать там кластерный участок заповедника была, причем практически успешная. Проделана большая работа, проект создания кластера Помпеевского заповедника прошел федеральную государственную экологическую экспертизу, а это не так легко, как может показаться. Оставался один шаг до согласования и выхода постановления о создании заповедника. Но решение губернатора ЕАО в ту пору было - отложить все это, и дошло до того, что этот участок исключили из планов создания ООПТ.
Идея создания национального парка для развития экотуризма рассматривалась параллельно. Я сам был долгое время противником создания нацпарка. Мнения были такие – дескать, проходной двор, много людей, не будет покоя животным… И когда два года назад Всемирный фонд дикой природы предложил вернуться к идее создания национального парка, поначалу большого желания браться за это не было.
Но с другой стороны - задача встала интересная. У нацпарка как ООПТ стоят другие приоритеты – это упор не столько не целостность экосистемы, сколько на целостность ландшафта. Тогда был предложен проект, который позволял теоретически убить сразу трех зайцев. Первое: было предложено сохранить заповедное ядро нацпарка, так сказать, в тылах, потому что его в приграничной полосе не сделаешь, там другие, пограничные задачи. Это ядро стало бы тем же кластерным участком с возможностью его полноценной заповедной охраны.
Второе: вдоль пограничной полосы у речки Дробовичная, близ одного из красивейших мест той территории – Хинганских створ, есть возможность создать отличный полигон для развития экотуризма. Мощных дорог и коммуникаций, возведение которых явно ни к чему хорошему не приведет, там особо никаких не надо, потому что в качестве дороги можно использовать сам Амур. К примеру, с противоположной Помпеевке китайской стороны туристическое освоение территорий идет довольно интенсивно, и есть опыт, который нам можно перенять.
Третье – это разработка на всей этой основе очень неплохого инвестпроекта. Была создана рабочая группа в правительстве ЕАО, которая занималась его обсуждением, подготовлены все материалы по Помпеевке. Мы вышли на людей, которые занимаются этим с китайской стороны, и они очень заинтересованы, чтобы и у нас появилось что-то подобное, чтобы сделать те места более популярными. Возможностей много – от создания в том районе казачьей деревни, на базе той, что когда-то там была, до развития визуального туризма, мест, куда можно приехать полюбоваться красотами, пофотографировать. Например, те же скальники на Дробовичной, где обитал горал, – это часть визуального туризма.
- А есть ли возможность возродить горала в тех местах?
- Одна из задач создания помпеевской ООПТ – возрождение популяции горала в кусочке ареала его обитания, в районе реки Дробовичная. Ведь зверь этот занесен в Красную книгу России, в первую категорию охраны. Коллегам-китайцам тоже интересен этот проект, они даже готовы предоставить свой генетический материал. Предполагается, что это будет полувольное вольерное содержание на больших территориях, так чтобы сам горал, как говорится, и не догадывался, что он скачет в вольере. В перспективе это возможность того, чтобы туристы любовались этим горалом, который прыгает по скалам, но не беспокоили его…
Сейчас рано говорить о том, что там надо возрождать популяцию и дальневосточного леопарда, но расчеты на это есть. Я считаю, что ЕАО к этому придет, потому что локальная небольшая популяция этой кошки на юге Приморья – заповедник "Земля Леопарда" - это мало, это риск. Никто ведь не держит яйца в одной корзине. А у нас тут фактически нетронутые места, где леопард обитал раньше, где можно возродить его популяцию, ведь местность и природные условия за почти 100 лет практически не изменились и для возвращения леопарда они очень подходящие.
- Вы упомянули о туристической казачьей деревне…
- Та самая приграничная полоса, которая отделяет заповедное ядро и границы с Китаем, это перспективная территория развития экотуризма. В качестве одной из мер привлечения туристов вполне возможно создать там Казачий парк, казачью деревню со всем ее антуражем – бытом, обычаями, внешним видом, строениями, мастер-классами, кузницей, сувенирной продукцией, даже кухней и угощениями... С казачьим сообществом ЕАО договоренность уже есть, они активно поддерживают этот проект. Возможно даже постоянное проживание некоторых из них на территории нацпарка на постоянной основе. Уже есть основа - Помпеевская застава по сути казачья, там даже охрана и патрулирование проводятся на конях. Возможно привлечение казаков и для охраны части территории заповедного ядра.
- А экономическая составляющая проекта?
- Конечно, нам не сравниться с нашими соседями-китайцами, где, по данным 2013 года, оборот от внутреннего туризма в прилегающих к Помпеевке территориях – Цзилине, Лобэе - составил 3 млн посетителей и более 3-х млрд юаней. Наши предполагаемые цифры привлечения в парк туристов скромнее, но они пока стартовые, на ближайшее будущее после создания нацпарка – до 10 тысяч человек в год, в том числе и китайских туристов. А в перспективе увеличение этой цифры до 70-100 тысяч. Сейчас обсуждается возможность безвизового доступа в национальный парк с прохождением таможни либо в Благовещенске, либо в Хэйхэ. Ведь национальный парк – это уже некий плюс к статусности нашей области, это целый комплекс, который можно развить на инвестиционных вложениях, а не просто отдельный объект экотуризма, как, например, казачья деревня, которую предполагали создать как объект посещения в селе Екатерино-Никольское Октябрьского района. И при этом это все же особо охраняемая природная территория, где осуществляется полноценный контроль за объектами животного мира, научные исследования и наблюдения в созданном резервате - заповедном ядре.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Министр природных ресурсов РФ поручил создать национальный парк "Помпеевский" в ЕАО
Территория будущего национального парка в ЕАО нуждается в особой охране