У новых техникумов в ЕАО хорошая производственная база, они не просто изменили вывеску, а соответствуют новому статусу, уверен заместитель председателя комитета образования правительства области Илья Карепов. В интервью корреспонденту газеты "Биробиджанер Штерн" Вере Павловой, он рассказал, что им это далось нелегко, подготовка шла на протяжении нескольких лет, сообщает ИА ЕАОmedia.
Илья Карепов. Автор фото: Редакция газеты "Биробиджанер Штерн", Олег Черномаз
- Что в последнее время изменилось в подготовке кадров для экономики ЕАО?
– В связи с принятием федерального закона произошли некоторые изменения в системе. Программы подготовки рабочих кадров включены в состав среднего профессионального образования. Раньше, как мы знаем, это было начальное профессиональное образование. Поэтому областные учреждения переименовали в профессиональные образовательные учреждения. В целом система профессионального образования обеспечивает большую часть потребностей ведущих отраслей экономики области в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах.
Если же говорить о подготовке инженерных кадров, то она ведется в Приамурском государственном университете им. Шолом-Алейхема, там обучается примерно 150 студентов по четырем инженерным специальностям: строительство, информационные системы и технологии, технология транспортных процессов, электроэнергетика и электротехника.
Эти специальности востребованы в ЕАО, серьезная заслуга в том, что они появились, принадлежит бывшему ректору вуза Льву Гринкругу.
В этом учебном году университет планирует осуществлять набор по еще одному техническому направлению высшего образования – эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов.
Кроме того, университет реализует 12 программ среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена. В настоящее время все эти программы согласованы с ведущими работодателями, в них отражены требования к уровню подготовки выпускников и материально-технической базе учреждений.
Объем набора и направления обучения определяются на основе прогнозной потребности предприятий и организаций в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах. Формирует эту потребность управление по труду правительства области. При этом учитываются сведения о вакансиях, имеющиеся в управлении трудовой занятости населения, количество выпускников образовательных учреждений, материально-технические и кадровые возможности самих учреждений профобразования. На основе этого формируются предложения по контрольным цифрам приема. Их рассматривает областной координационный совет, он же принимает решение.
Добавлю, что учащиеся областных учреждений профессионального образования обучаются по программам подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.
- Повлияло ли на имидж учебных заведений изменение их статуса?
– Обязательно. План набора в нынешнем учебном году был перевыполнен и в политехническом, и в технологическом техникумах, правда, ненамного, в том числе на новые специальности, что всегда бывает проблематично. При этом надо понимать, что примерно половина детей приходит с мотивацией к рабочей профессии. Остальные – по дружбе, за компанию или по другим причинам, и задача педагогов, мастеров производственного обучения – вызвать интерес к профессии. У наших новых техникумов хорошая производственная база, они не просто изменили вывеску, а соответствуют новому статусу. Не скажу, что им это далось легко, подготовка шла на протяжении нескольких лет. Предположим, в профессиональном училище №3 условия для обучения изначально были лучше, чем в старых биробиджанских техникумах. Так что сегодня их уровень соответствует новому статусу. Но это не значит, что надо останавливаться на достигнутом.
- Насколько на рынке труда области востребованы специальности, по которым идет подготовка в наших учебных заведениях?
– Приходится отказываться от тех профессий, которые не востребованы, – например, оформитель, младшая медсестра, оператор ЭВМ. Открываем подготовку по таким профессиям, как мастер по техобслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка, мастер дорожных и строительных машин, токарь. Политехнический техникум – единственное учебное заведение, которое готовит токарей. Самая современная профессия – мастер сухого строительства, ее открыли в политехническом техникуме по просьбе работодателей.
В двух учреждениях профессионального образования, а это бывшие ПУ-3 и профессиональный лицей, реорганизованные в политехнический и технологический техникумы, начали готовить специалистов среднего звена. В нынешнем учебном году технологический техникум начал реализацию программ специалистов среднего звена по специальностям "Технология продукции общественного питания" и "Коммерция", а политехнический начал готовить специалистов по сварочному производству. Это более высокий уровень, чем просто сварщик. Подготовились, сформировали материально-техническую базу. Одновременно с этим вели работу по повышению квалификации и привлечению кадров преподавателей.
Во всех парикмахерских работают выпускники технологического техникума. Немало их в учреждениях общественного питания, ПМК "Биробиджанводстрой", управляющей компании "Рембытстройсервис", на заводе "Синтез", в ООО "Масис" и других предприятиях и организациях.
В настоящее время в области создан и действует механизм формирования кадров с учетом потребности регионального рынка труда. Мы понимаем, что невозможно сразу обеспечить подготовку по всем профессиям. Все это делается постепенно, на перспективу.
Вторая важная задача, стоящая перед учреждениями профессионального образования – корректировка содержания образовательных программ с учетом требований работодателей. Они участвуют в оценке квалификации выпускников, возглавляют комиссии на выпускных экзаменах. В настоящее время практически все программы согласованы с ведущими работодателями.
- Что из себя представляет опережающая модель подготовки кадров?
– Предприятие еще строится, а в учреждении либо уже начата подготовка кадров, либо создана техническая база для этого. В качестве примера могу привести профессиональное училище №6 (тогда оно так называлось) г. Облучья, где в 2011 году была начата подготовка по двум профессиям, которые будут наиболее востребованы на строящемся Кимкано-Сутарском горно-обогатительном комбинате – это ремонтник горного оборудования и обогатитель полезных ископаемых. На эти цели были направлены субсидии из федерального бюджета.
В 2014 году команды двух профессиональных учреждений области – технологического и политехнического техникумов – приняли участие во втором чемпионате рабочих профессий "Word Skills Russia" в Хабаровске, где наши студенты заняли четвертое место по специальности "Сварочные технологии", такое же место – по поварскому делу и третье – по ресторанному сервису. Это – свидетельство достаточно высокого уровня подготовки в наших образовательных учреждениях.
- Какие проблемы возникают при подготовке профессиональных кадров?
– Сегодня в учреждениях недостаточно современного высокотехнологичного учебного оборудования для качественной организации учебного процесса. Техника, технологии на производстве быстро меняются, а наши финансовые возможности не позволяют оснастить ими образовательные учреждения. Это один момент. Второй – то, что качество подготовки квалифицированных специалистов зависит не только от наличия материальной базы и финансовой составляющей. Соответствующий уровень подготовки должен быть у инженерно-педагогических кадров, то есть у тех, кто обучает. Центральной фигурой в подготовке рабочего является мастер производственного обучения. Из опытного производственника нужно сделать мастера производственного обучения, а это не всегда бывает просто. Учим свои кадры, добились, что они проходят стажировку на предприятиях других регионов.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Невостребованных на рынке труда специалистов прекратили готовить в ЕАО