Среди всех населенных пунктов Смидовичского района ЕАО самым "неопознанным" является Соцгородок. Возможно, отчасти потому, что в нем нет никаких заметных и значимых социально-экономических и культурных объектов. А может, "виновата" обособленность: село, отмечающее нынче 85-летний юбилей, находится в стороне от больших дорог и скрыто от проезжающих мимо людей. Несмотря на это, у него имеются своя история, которой можно гордиться, и жизнь со своими особенностями, сообщает ИА ЕАОMedia со ссылкой на статью в муниципальной газете "Районный вестник".
"Как все начиналось…
Архивные материалы проливают свет на события, связанные с основанием села и уже закрытые от современных людей "налетом прошлого". Официально признанной датой рождения Соцгородка (прежнее название – ИКОР) считается 1931 год. Вот что об этом говорится: "Коммуна ИКОР из 12 человек, объединившаяся осенью 1930 года с соседней украинской коммуной "Тихоокеанский Октябрь", в начале 1931 года вернулась к самостоятельному существованию, а к лету того же года вошла составной частью в широко запланированный агро-индустриальный комбинат "Соцгородок". Он начал строиться у подножия сопки, в 9 километрах от станции Волочаевки-1, переселенцами...
Тогда же организовывалось строительство фабрики школьной мебели, а спустя год она уже начала работать, хотя еще не была завершена..." Первостроителей не пугали трудности, они стойко переносили тяготы жизни в марях. Расширилась хозяйственная программа коммуны. В нее стали вливаться евреи-коммунары, которые ехали из Америки, Аргентины, Германии, Румынии, Польши. В течение 1932 года сюда прибыли еще двести человек еврейских трудящихся преимущественно из Северной и Южной Америки.
В 1932 году американские рабочие прислали коммуне электростанцию в 250 лошадиных сил, трактор, шпалорезку, лесопильную раму, две бетономешалки, полное механизированное оборудование для деревообделочной мастерской, три нефтяных двигателя мощностью в 108 сил, столярный и слесарный инструменты, 15000 метров толя, гвозди, электротехнические материалы и принадлежности. А позднее – экскаватор, грузовики и моторы. Новоселы принялись за строительство механизированной фабрики по производству технического оборудования и учебных пособий для школ. Налажена была работа молочно-свиного хозяйства, которое снабжало сливками и молоком рабочих Хабаровска, а породистыми поросятами – колхозные фермы.
На пленуме Далькрайисполкома 6 апреля 1932 года член коммуны тов. Амрон рассказывал о строительстве Соцгородка: "В коммуну приехали рабочие: плотники, столяры, механики, электротехники. До прибытия сюда все они были безработными. И здесь оказались нужнее. Мы начали строительство в июле 1931 года. Уже построили двухэтажный дом, где разместились 150 человек, коровник на сто голов, свинарник на 64 свиноматки, два колодца. Строим два больших дома на 86 комнат в каждом, один из них уже заканчиваем. Имеем столярную мастерскую, кузницу, коммунальную кухню, столовую, красный уголок, библиотеку, школу на еврейском языке, заканчиваем постройку детского сада..."
В документах научной комиссии при облисполкоме сохранилось описание "актива" коммуны: "Общая площадь хозяйства 2000 га. Почва преимущественно тяжелая, часть ее занимают релки. Вспашка производится тракторами. Сенокос расположен в 9 километрах по берегу реки Тунгуски. Из 34 га, освоенных с начала строительства, двенадцать раскорчеваны непосредственно перед посевной. В хозяйстве насчитываются 33 коровы и один бык, 9 лошадей, 1 свинья, 5 поросят. Хозяйство имеет молочное направление, а скоро будет еще и огородное. Продукты сбываются в г. Хабаровск. Планируется расширение хозяйства на юг, по направлению к реке Амур, базируя молочное животноводство на амурских заливных сенокосах... Закредитованность коммуны составляет 17000 рублей, баланс бездефицитный"... (По материалам книги А. Канторовича "За социалистический Биробиджан").
Связь времен
Одна из двух старожилов Соцгородка, ветеран труда восьмидесятилетняя Лилия Семеновна Горшкова, вспоминает о самых значительных приметах послевоенного поселка, в том числе о мебельной артели им. Чкалова, уже отмеченной в исторических документах, которая обеспечивала частичную занятость местных жителей. Сама Лилия Семеновна окончила школу-семилетку в с. Даниловке, а доучивалась в п. Волочаевке. В Соцгородке в ту пору имелась лишь начальная школа, располагавшаяся в кирпичном доме (сейчас там жилое помещение). Благодарная память детства связана со многими событиями и местами и, в первую очередь, с сопкой, куда дорогу знали все ребятишки. Они бежали сюда, едва склоны покрывались молодой зеленью, чтобы полакомиться дикоросами и насытить витаминами свой изголодавшийся за зиму организм.
На смену босоногому детству пришла наполненная надеждами и мечтами юность. Лилия поступила в биробиджанское педучилище и жила там в общежитии, но на выходные и каникулы приезжала домой. Добираться было непросто: автобусы не ходили, да и поезд был редким в расписании пригородного сообщения. Она доезжала на нем до с. Волочаевки и дальше шла пешком. Зимой – по сугробам, летом – по пыли. Такой же путь проделывали и другие, которым по своей надобности приходилось наведываться в областной центр... Калейдоскопом мелькали годы, принося разные изменения. В 1981 году в их городке появился детский сад, где была организована всего одна группа для разновозрастных дошколят. Лилия Семеновна же и открывала новое дошкольное учреждение, став его заведующей.
Без хозяйства трудно выжить...
В семидесятые годы Галина Матиевская трудилась на Тунгусском ДОКе. В Соцгородок она переехала в 1978 г., начав работать здесь по своей основной специальности – зоотехника, а муж – ветеринаром на организованном в том же году подсобном хозяйстве этого предприятия. Коллектив состоял из тридцати человек, но рабочих рук не хватало, так же, как и в мебельном цехе ДОКа, который появился в поселке почти в то же время. (Там работали пятьдесят человек.) В перестроечные годы супруги, как и многие другие, вынуждены были решать проблему выживания. Поэтому и завели свое хозяйство.
Сегодня ЛПХ Матиевских имеет несколько дойных буренок. Продукцию "живой молочной фабрики" ждут постоянные клиенты. Конечно, содержать крупнорогатый скот – дело трудное, тем более в последнее время грубые корма приходится покупать из-за подтопления сенокосных угодий. Но хозяйство – это тот "финансовый поплавок", который помогает выживать. Несмотря на такую, казалось бы, очевидную пользу, коров в городке – раз-два, и обчелся... А ведь в недавнем прошлом в каждом дворе имелось, как минимум, по две-три головы КРС, и были два дойных стада...
В Соцгородке есть еще одна владелица ЛПХ, которая тоже взялась за хозяйство в перестроечные годы, чтобы "поднять" детей. С той лишь разницей, что в области животноводства никогда специалистом не была и даже маломальской практики не имела, поскольку являлась городским жителем и работала клиническим психологом. Начинала с 1 коровы, 8 телят и 9 поросят.
Вряд ли сегодня в селе найдется местный житель, не знающий Елену Демидову, деловую, уверенную в себе женщину, умеющую построить дом, сложить печь, справиться с любой насущной проблемой. Именно она нашла пастуха для своего стада из 14 дойных коров (не считая молодняка). К нему "прибились" и все остальные владельцы КРС, доверяя опеке "демидовского" пастуха своих животных. Благодаря этому скот не бродит без присмотра. Елена Федоровна помогает одной многодетной нуждающейся семье, которой подарила корову. Возможно, со временем они примут от нее "животноводческую эстафету"...
Картины современной жизни
Всякий, кто направляется в Соцгородок, сначала попадает на улицу Чкалова, главную "магистраль конно-пешего движения". (Отсюда есть выход на три другие.) Оба маленьких магазинчика, имеющихся в селе, тоже расположены здесь, тесно соседствуя друг с другом. Улица по праву считается центральной. Она и самая многолюдная. Кто-то проезжает мимо, то на машине, то на тракторе, кто-то идет в магазин и обратно, мужчины и подростки с ведрами и флягами устремляются к колонке. Этот источник – предмет особой гордости сельчан. ("Глубина его – 80 метров!" – с удовлетворением отмечает один из местных, по-своему примечательный Иван Шеломенцев, который уже шестнадцатый раз становится дедушкой.)
Вода здесь считается очень качественной и вкусной. Поэтому и горожане берут ее с запасом. И почти даром, особенно по сравнению с существующими в краевом центре ценами, – емкость в сорок литров стоит всего шесть рублей. Система обслуживания простая, как на АЗС: деньги заплатил – "заправляйся". Такие же колонки есть на других улицах, а еще с незапамятных времен сохранились и колодцы. Конечно, хорошо иметь воду в собственном дворе. (Потаскай-ка ее на руках, когда затеваешь, к примеру, стирку...). У некоторых получается пробить скважину и добраться до воды. Но, во-первых, она не везде такая кристально-чистая, а, во-вторых, бурение на большую глубину осложняется наличием скальных пород, и стоит нынче дорого...
Приятно удивит любого приезжего доброжелательность сельчан: здесь с каждым, хоть и с незнакомым человеком, поздороваются. (Поравнявшись со мной, развеселая троица радостно выкрикивает приветствие.) Улицу Чкалова "венчает" покрытый колдобинами перекресток, вправо от которого убегает вдаль ул. Набережная. Она выглядит совершенно пустынной, но почти в каждом дворе кто-нибудь озабоченно занимается своими делами, и в случае необходимости можно уточнить адрес поиска. Это очень кстати, поскольку нетрудно и сбиться с пути, заблудившись "в трех соснах": обилие всякой растительности скрывает очертания домов. Здесь можно с полным правом сказать, что "природа создала уют".
Соцгородок – самый зеленый населенный пункт из всех в нашем районе: высокие деревья плотной стеной подступают к строениям, переходя в неохватный взглядом лесной массив. Уставший от суеты человек найдет здесь тишину и спокойствие. Не зря дачники являются активными землепользователями, присоединяясь в сезон к двум сотням местных жителей и заметно увеличивая общее количество населения городка. Среди сельчан больше всего людей пенсионного возраста, которые занимаются огородничеством. У кого еще есть силы, подрабатывают в Хабаровске, и регулярно курсирующий автобус для них – очень кстати.
Отток граждан трудоспособного возраста здесь, как и везде, происходит, по преимуществу, из-за отсутствия рабочих мест. Конечно, есть и такие, кто не особенно озадачивается поиском постоянного заработка. Они перебиваются случайными "калымами": кому огород обработать, кому дров наколоть, а может, воды наносить... Тут, к слову, местные вспоминают о том, что не так давно в селе существовал водопровод, который перестал функционировать, как говорят, из-за своей ветхости. За медицинской помощью люди обращаются в Даниловку, или в п. Волочаевку. Оттуда и "скорая" приезжает по вызову.
Немногочисленные ребятишки школьного возраста обучаются в Даниловке, добираясь туда на автобусе. Иной раз судьба преподносит школярам "сюрприз", когда по причине непогоды рейс отменяется. ("А раньше мы пешком ходили!" – замечает Лилия Горшкова.) Зато на праздник в соседнее село можно и добежать. Для молодежи это не проблема, поскольку культурного заведения в Соцгородке нет. Так что из всей "социалки" – только упомянутые выше торговые точки... Около них собирают людей при необходимости довести до сведения какую-то информацию. Потом новость еще долго обсуждается.
А сегодня село живет своей обычной, размеренной жизнью", — говорится в статье.