Жестокое обращение с детьми в ЕАО – серьезная проблема, говорит уполномоченный по правам ребенка в Еврейской автономной области Ольга Зайцева. Какие опасности стоят перед подрастающим поколением, как с их преодолением обстоит дело в области, детский омбудсмен рассказала в интервью корреспонденту газеты "Биробиджанская звезда" Илье Воробьёву, сообщает ИА ЕАОMedia.
Ольга Зайцеваа. Фото: из архива
— Ольга Ивановна, с вашей точки зрения, что составляет наибольшую угрозу для современных детей?
— Во-первых, необходимо помнить, что дети живут во взрослом мире. А он, к сожалению, далек от идеала и идеальным никогда не будет. Дети живут сегодня в общем-то в незащищенном информационном пространстве. Получаемому потоку информации ребенок, в силу возраста, чаще всего подражает. Но далеко не вся информация для него полезна.
Поэтому не случайно закон о защите детей от информации, приносящей вред их моральному здоровью, поставил некоторые ограничения. Но невозможно поставить ограничения на каждый компьютер, который работает в доме, в семье, в руках у товарища. Поэтому считаю, что информационная опасность существует: дети могут решить, что ряд случайно узнанных ими вещей — это норма жизни, норма поведения.
Вторая проблема — это жестокое обращение с детьми. К сожалению, подобная статистика улучшается крайне медленно. В том числе и в ЕАО. А проблема эта общероссийская.
— Что такое "жестокое обращение" с точки зрения системы защиты детей?
— Это когда в семье, в том числе и в благополучной, считают, что детей можно физически наказывать едва не любым способом. Бьют иногда жестоко. За малейшие провинности. К сожалению, очень часто это бывает на грани нарушения закона, когда имеют место систематические избиения. Естественно, преступны случаи, связанные с половым насилием. Сегодня, к сожалению, эта статистика крайне не благоприятна. Эта угроза требует объединения усилий не только всей системы профилактики, но и общества в целом.
— Как же это зло предупреждать в масштабе страны?
— Я думаю, мы уже пошли по этому пути — стали создавать в Российской Федерации приоритет ребенка. Сегодня начинает работать гражданское общество, социальная среда. Конечно, в основе — благополучная семья. Надо больше рассказывать про такие семьи, в том числе и замещающие — приемные. Я не сказала ничего нового? Но все "рецепты" семейного благополучия стары как мир. И как его проблемы…
Хотя абсолютное большинство детей Еврейской автономии живут в благоприятных условиях. Но те 4% неблагополучных семей, которые стоят на всех видах учета, слишком заметны. Поскольку люди вообще быстро замечают зло и остро реагируют на него. Это нормально. Но выводы из потока информации необходимо делать правильные. С неблагополучными семьями много работают социальные и иные службы, может быть, поэтому они так заметны другим. Их не становится больше. Просто задача в том, чтобы "неблагополучных" становилось меньше.
— Вы упомянули насилие в отношении детей. Есть какая-то статистика по этой проблеме?
— В прошлом году в нашей области погибло девять детей. Они погибли от преступных посягательств. 13 детей не погибли, но стали жертвами преступлений. Им нанесли моральный вред, телесные повреждения. В этом году подобных преступлений стало поменьше. Почему? Все-таки срабатывает система профилактики.
В законе "О реализации государственных гарантий прав ребенка" (он был принят в нашей области) заложена идея перенастроить систему профилактики, чтобы она с семьей работала на предупреждение таких фактов. Когда мы говорим, что больше стало случаев преступлений в отношении детей, это в том числе за счет того, что система профилактики их выявляет и они становятся достоянием гласности.
— Вы можете привести пример такого рода из своей практики?
— В одном из районов области отец часто избивал ребенка ремнем. Вот если бы на это не обратил внимания мой общественный помощник в районе, все так бы и продолжалось. Выпорол отец ребенка… Эка невидаль на деревне! Все и молчали — не наше, мол, дело. А в школе обратили внимание на состояние ребенка. И это закончилось возбуждением уголовного дела в отношении родителя. Для отца это стало неожиданностью!
Закончилось это примирением сторон, но отцу, думаю, урок был преподан серьезный. И таких примеров очень много. Знаете, была такая расхожая фраза "Бьет — значит любит"? Я теперь говорю по-другому: "Бьет — значит сядет".
— Но разве не болезненно для ребенка совсем лишиться семьи, пусть и не очень благополучной?
— Сегодня уже ушла тенденция "любой ценой забрать ребенка, и пусть там мать продолжает пить". Очень трудно в условиях детского дома полноценно воспитать ребенка, подготовить его к самостоятельной жизни в социуме. Поэтому работа с семьей, повышение родительской ответственности, привлечение внимания общества к детскому неблагополучию — то стратегическое направление работы, которое поможет нам улучшить положение детей в неблагополучных семьях.
Мы постепенно делаем систему профилактики в отношении детей более эффективной. Я регулярно получаю информацию о детях, изъятых из очередной неблагополучной семьи. Важно, чтобы после этого началась работа с семьей. Забрать ребенка и поместить его в государственное воспитательное учреждение — вовсе не самоцель для нас! Цель – реабилитировать семью, восстановить нормальную семью. Потому что все равно дети хотят домой. Они все равно хотят к маме.
И вот тогда, когда каждый день детей приходится помещать то в реабилитационный центр, то в дом ребенка, — это мы делаем для профилактики.
— Кто чаще всего к вам обращается за помощью – дети, взрослые или службы социальной помощи?
— С января по апрель ко мне пришло 84 человека. В прошлом году было 75 человек. Обращений письменных поступило 27 – на четыре больше прошлогоднего. Мы "подрастаем" по статистике. Я не ищу этих обращений – люди сами приходят.
Дети к нам тоже обращаются. Например, к нам пришла девочка, которую обманным путем лишили доли в квартире. Мы все это восстановили, и ребенок получил свою долю, улучшив жилищные условия.
Мы стараемся доводить свою работу до логического конца, чтобы человек понял, что все было в рамках закона. Там, где были нарушения прав ребенка, они восстановлены или приняты меры к этому. Иногда мы просто разъясняем ситуацию родителю.
Вот материалы одной проверки. Мама считала, что ее ребенка неправильно аттестовали во втором классе. Нарушили права на образование! Мы приглашаем ее и рассказываем: "Так-то ребенок должен был делать, а вот как он делал. Смотрите сами. Вот его отметки…". И так далее.
Для чего это? Доказать, что нет нарушения прав ребенка в ее понимании. Однако в результате этой проверки мы все-таки приняли совместно со школой решение о том, что не надо этого ребенка оставлять в том же классе на второй год. Если мама поработает с ним летом — он нагонит упущенное и пойдет учиться дальше с одногодками.
К чему я все это говорю? В нашей работе формализма не должно быть. Я его вообще не приемлю. Много обращений – это хорошо. Значит, люди не прячут свои проблемы. Значит, они стремятся их разрешить. Что и требуется.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: