Сегодня полки магазинов буквально ломятся от детских товаров и поэтому выбрать ребенку достойную игрушку – задача не из легких, и уж тем более не стоит перекладывать ее на плечи ребенка. Как из всего многообразия детских забав выбрать полезные и безопасные, ИА ЕАОMedia выясняло вместе с психологом биробиджанского Центра помощи семье и молодежи Ольгой Еремеевой.
Советы родителям при покупке игрушек
1. Игрушек не должно быть много. У современного ребенка в среднем больше сотни игрушек, но для нормально развития ему вполне достаточно одного десятка. Когда в поле его зрения оказывается слишком много развлечений, он не может сделать выбор. Поэтому психологи настоятельно советуют родителям давать ребенку для игры всего несколько игрушек, а остальные убирать подальше, чтобы он успел соскучиться по ним. И потом, когда ребенку снова предложат в них поиграть, они покажутся малышу новыми.
Игрушек не должно быть слишком много. Фото: Роман Федоров, ИА AmurMedia
2. Ребенок должен понимать назначение игрушки. В противном случае, если он не сможет произвести определенные манипуляции, в скором времени он потеряет к ним интерес. Должна быть не только загадка, но и подсказка, которая вызывает желание производить с ней определенные, понятные манипуляции – разбирать, складывать, собирать. Это пирамидки, матрешки, логические, логические головоломки.
3. Игрушки должны соответствовать возрасту ребенка. Хорошая игрушка должна соответствовать уровню развития ребенка – быть не слишком сложной, чтобы не вызывать у него досады и разочарования, но и не примитивной.
4. Игрушка должна быть привлекательной, неагрессивной.
Игрушки имеют огромное значение в развитии ребенка. Фото: Балашов Антон, PrimaMedia
5. Она должна видоизменяться, преобразовываться, двигаться, то есть способствовать развитию фантазии ребенка.
6. Детские игрушки должны быть безопасны по своему химическому составу. Она не должна иметь стойкого неприятного запаха и ядовитого яркого цвета, которые указывают на то, что она изготовлена из "токсичных" материалов.
Каждой забаве свое время
При покупке новой игрушки для ребенка родителям прежде всего следует учитывать возраст своего чада.
Для самых маленьких – нужно покупать в первую очередь крепкие и мягкие (нехрупкие и неломкие) игрушки, например, резиновые. Краска не должна от них отслаиваться, ведь ребенок будет кусать предложенные ему мячи и погремушки. При этом они должны быть яркими и звучащими, чтобы привлечь внимание ребенка, следить за их перемещением, формировать зрительный анализатор, слух.
В 1,5-2 года у малыша должны появиться такие игрушки, как например, каталки, неваляшки, мячи, чтобы он мог манипулировать этими предметами. Мячи, кстати, должны быть разные по цвету, размеру, плотности и материалу – пластмассовые, поролоновые, резиновые. Самая лучшая в этом возрасте игрушка – пирамидка, которая развивает моторику и логическое мышление. В этом же возрасте ребенку можно предложить мягкую игрушку. Она обязательно должна быть симпатичная и приятная, у нее не должно быть пугающего лица или мордочки. Вместе с ней ребенок должен чувствовать комфорт, защищенность и спокойствие. Он будет обнимать, жалеть, проявить другие свои чувства, засыпать с ней.
У ребенка должна быть игрушка для сна. Фото: Балашов Антон, PrimaMedia
К 3-м годам можно предлагать детям игрушки для организации ролевых игр: куклы – для девочек, машинки – для мальчиков. Уже можно вводить военизированные игрушки (самолеты, танки)… Главное условие – игрушки в этом возрасте должны быть крупными. У 3-летних детей игрушки должны быть сведены к минимуму. Это именно тот возраст, который называют возрастом почемучек, когда у детей активно развивается фантазия и они начинают буквально засыпать вопросами взрослых. Чтобы не помешать этому процессу, родители должны давать детям очень простые игрушки-заместители: это могут быть баночки, карандашики, мыльные пузыри, бумага и т.д. Малыши, например, могут представить, что вместо палочки у них в руках ложка, которой они кормят куклу.
В 6 лет детям можно в неограниченном количестве давать фломастеры, карандаши и краски. Фото: Валентина Шамеева, ЕАОmedia
К 5-ти годам ребенку придутся по душе наборы зверей, солдатики, конструкторы, пластика, мозаика, нитки, пуговички, — то есть все игрушки для творчества.
К 6-ти годам у детей появляется интерес к спортивным принадлежностям. Дошкольники будут рады бадминтону, роликам, мячам. Все эти спортивные снаряды в их глазах еще игрушки. Дети в этом возрасте очень любят настольные игры, например, шахматы и шашки. А еще к 6-ти годам у детей появляется интерес к игрушкам канцеляркого вида. Здесь хороши раскраски, разрезные куклы, в неограниченном количестве детям можно давать фломастеры, мелки, картон, бумагу, чтобы они могли из этого что-то конструировать, делать аппликации. Большой популярностью у детей этого возраста сейчас пользуются игры-самоделки для создания макетов – самолеты, корабли. Такие занятия они развивают моторику, фантазию, творческое мышление, расширяют кругозор, обогащают словарный запас, вырабатывают такие качества как терпение и усидчивость, — все эти навыки пригодятся им в школьном обучении. Возраст с 6-ти до 7-ми лет считается самый благоприятным для игр.
В 6 лет детям можно в неограниченном количестве давать фломастеры, карандаши и краски. Фото: Оленникова Мария, IrkutskMedia
Рейтинг лучших игрушек
С помощью психолога биробиджанского молодежного центра Ольги Еремеевой ИА ЕАОMedia подготовило топ самых полезных развивающих игрушек для детей.
1. Конструкторы, трансформеры, куклы. Автоматически или полностью собранные игрушки не принесут детям никакой пользы. Возможность экспериментировать, разбирать и собирать, менять внешний вид игрушек развивает фантазию ребенка, формирует творческое мышление и представление о трехмерном пространстве. Для девочек, кстати, в этих целях могут использоваться куклы, которых можно заплетать, одевать, подкрашивать.
2. Ролевые игры,например,"Дочки-матери", "Кухня", "Парикмахерская", "Маленький доктор", "Железная дорога" и так далее – помогают ребенку успешно перенимать модели поведения взрослых, проигрывать реальные жизненные ситуации, общаться друг с другом, усваивать социальные роли, раскрепоститься, сочинять на ходу и легко перевоплощаться, озвучивая героев.
Проигрывать реальные жизненные ситуации помогут ролевые игры. Фото: Баграновская Наталья, EAOmedia
3. Настольные и напольные развивающие игры учат ребенка просчитывать и прогнозировать свои действия, общаться, совместно решать задачи, делиться своими мыслями и размышлять.
4. Наборы для творчества (вязания, вышивания, плетения, шитья, лепки, рисования, конструирования, и т.д). Благодаря им у ребенка развивается вкус и собственные взгляды, учится работать с цветом и формой.
5. Мозаика тренирует память, наблюдательность и усидчивость ребенка, развивает чувство пространства.
7. Спортивные снаряды (мячи, ракетки, коньки, ролики, лыжи и т.д.) развивают ребенка физически, учат работать в команде, приносят массу положительных эмоций.
Мячи должны быть разные по цвету, размеру, плотности и материалу . Фото: Померанцева Марина, ИА ЕАОMedia
Вредные игрушки
Игрушки имеют огромное значение в развитии ребенка, но есть среди них и вредные, которые вызывают у ребенка нарушения поведения. Это агрессивные игрушки – вампиры, оборотни, монстры. Они извращают детское восприятие. Дело в том, что у ребенка некритичное мышление: это значит, что все доброе должно выглядеть красиво и мило, а все плохое – быть уродливым и пугающим. Если агрессивное лицо куклы сделать симпатичным, восприятие ребенка переворачивается с ног на голову. Ребенок должен четко различать, как выглядит добро и как выглядит зло.
Тем не менее, в "игрушечном хозяйстве" детей должны быть не только добрые и веселые забавы, но и такие развлечения, которые помогли бы им выплеснуть накопившуюся агрессию, снять напряжение. Это могут быть надувные игрушки, которые можно побить, поколотить, дротики для метания, солдатики, резиновые или пластмассовые дикие животные.
Самые опасные детские игрушки
Самыми опасными для детей до 5-ти лет считаются мелкие игрушки (меньше 4,4 см в диаметре), разбирающиеся на небольшие детали, пластмассовые пульки от игрушечных пистолетов, сдувшиеся или лопнувшие надувные шары, упаковки от игрушек,: дети могут попытаться их проглотить, любят засовывать их в нос или уши. То же самое касается изделий из поролона или мягкого вспененного пластика.
Довольно часто родители покупают свои малышам игрушки для более взрослых детей, полагая, что их дети уже достаточно сообразительные для таких развлечений, но этого лучше не делать, в противном случае – игры должны проходить только под присмотром взрослых.
Непоправимый вред детскому слуховому аппарату могут нанести издающие слишком громкие (свыше 65-ти децибел) звуки. Слишком короткий калейдоскоп, длина которого не превышает 25-ти см, может привести к нарушению зрения у ребенка. Ароматизированные игрушки могут стать причиной серьезной аллергической реакции. Не стоит покупать игрушки неестественно ярких цветов, для их окраски которых обычно используют свинец и кадмий. С осторожностью нужно относиться к покупке детской косметики, следует обратить внимание на наличие сертификата.
Почему дети ломают игрушки?
Испорченная игрушка должна лежать в коробке вместе с целыми. Фото: Юрий Гуршал, ИА SakhalinMedia
педагог-психолог центра социально-психологической помощи семье и молодежи ЕАО
Автор фото: сайт центра помощи семье и молодежи ЕАО
Молодые родители часто задают мне вопрос: "Почему дети ломают игрушки? Мы покупаем их, они так дорого стоят, а дети так небрежно к ним относятся". В свое время я очень внимательно изучала этот вопрос и пришла к выводу, что существуют три причины такого поведения ребенка.
По одной из них, ребенку просто интересно, что находится внутри игрушки, им движет поисковый инстинкт. Вторая причина – это некачественные, хрупкие и ломкие игрушки. Третья - самая неприятная. Ребенок намеренно отрывает игрушке лапы и уши, откручивает голову, – в общем делает все то, что хотел бы сделать со своими родителями. Как правило, так ведут себя дети авторитарных и деспотичных родителей: когда ребенок постоянно находится под их строгим контролем и никак не может им возразить (хоть немного покапризничать или поупрямиться), он вымещает свою агрессию и озлобленность на родителей через игрушку.
Как быть со сломанными игрушками?
Если ребенок демонстративно ломает игрушки, то заменять их не надо: ребенок должен реально видеть результат своих действий. Даже если он кричит и требует купить взамен сломанной куклы или машинки новую, родители не должны поддаваться. Эта игрушка должна лежать в коробке вместе с целыми, и выбрасывать ее ни в коем случае не должны. Вообще, все, что принадлежит ребенку, родители ни в коем случае не должны выбрасывать, потому что для него это ценно. И конечно родители должны покупать прочные игрушки, чтобы ребенок мог играть долго, чтобы родители не расстраивались потом от поломок.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Интервью выходного дня: Куда уходят деньги и как рулить семейным бюджетом
Компанейские выходные: ТОП лучших настольных игр в Биробиджане
педагог-психолог центра социально-психологической помощи семье и молодежи ЕАО
Автор фото: сайт центра помощи семье и молодежи ЕАО
Родители часто думают, что самые лучшие игрушки это те, которые учат их детей читать и писать. Молодые мамы сейчас слишком уж увлекаются этим: клеят на холодильники, на стены всякие читалки-говорилки… Но на самом деле, куда полезнее те, которые стимулируют детскую активность, учат переживать, и самое главное – будоражат поисковый инстинкт. Об этом родители чаще всего и забывают. Ребенку хочется что-то творить, добывать, менять, трансформировать самому.