Ребенок в законе: как защитить его права

  • 1—11 апреля 2016
  • Завершена и закрыта

Орфография и пунктуация участников сохранена.

  • #9. 5 апреля, 03:17
    Здравствуйте, Ольга Ивановна. Мне очень интересно, что сами дети знают о своих правах? Какая работа проводится в школах города и сельских школах для информирования детей об их правах и обязанностях? С какого возраста (с какого класса) классные руководители рассказывают детям об их правах? Надеюсь, такая информация подается им в адаптированном (упрощенном) виде. Спасибо, Евгения.
    • Зайцева Ольга Ивановна
      Уполномоченный по правам ребенка в ЕАО
      Добрый день, уважаемая Евгения!

      Вы задали вопрос, который имеет важное значение в организации правового образования детей и подготовки их к самостоятельной жизни. Если говорить об образовательных школьных программах, то правовые вопросы в адаптированном виде преподаются уже в начальной школе, затем они изучаются в рамках школьных уроков обществознания, истории государства и права. Достаточно много внимания уделяется вопросам правового воспитания во внешкольных мероприятиях, занятиях в кружках, факультативах.
      20 ноября в России ежегодно отмечается как общероссийский день правовой помощи детям, в организации которого в нашей области участвует всё юридическое сообщество: представители министерства юстиции, прокуратуры, МВД, следственного управления, службы судебных приставов, нотариата, адвокатуры и других организаций и учреждений. Участвует в этом мероприятии и аппарат Уполномоченного по правам ребенка. Кроме лекций, бесед, юридических консультаций, встреч с юристами, демонстрации различных роликов и многого другого, мы провели анкетирование воспитанников детских домов области на предмет знания основ права и умения пользоваться этими знаниями и получили неплохой результат. Старшеклассники знают основные правовые нормы, свои права и обязанности, демонстрируют умение пользоваться своими знаниями при обращении в различные организации и учреждения.
      Важно проводить эту работу постоянно, системно, при участии и с помощью родителей. Наверное, тогда мы сможем воспитать законопослушных граждан, обладающих правовой культурой.


      С уважением, О.И. Зайцева
  • #8. 5 апреля, 01:27
    Ольга Ивановна, добрый день. У меня такой вопрос. Люди с недоверием относятся к институту Уполномоченных, в том числе и детских омбудсменов. Не могли бы Вы привести примеры из Вашей практики, когда Вы кому-то реально помогли. И что, на Ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы выработать у граждан доверительное отношение к омбудсменам?
    Спасибо. Василий.
    • Зайцева Ольга Ивановна
      Уполномоченный по правам ребенка в ЕАО
      Уважаемый Василий, здравствуйте!
      Абсолютно убеждена, что доверие людей к любому институту власти, в т.ч. и Уполномоченному по правам ребёнка, формируется тогда, когда обратившийся человек получил практическую помощь, встретил в служебном кабинете корректного чиновника, компетентного руководителя, доброжелательного собеседника. Именно так выстраиваю свою линию поведения и требую этого от подчиненных. Если Вы полагаете, что в обществе не преодолено чувство недоверия, значит, нам есть над чем работать.
      В ЕАО должность Уполномоченного по правам ребёнка учреждена четыре года назад, и за это время сделано, действительно, не мало. В нашей практической работе есть факты судебных решений в пользу детей, права которых были нарушены, и родители обращались к нам. При нашей настойчивой и принципиальной позиции были уволены или наказаны руководители, допустившие волокиту в работе с обращениями граждан. При непосредственном вмешательстве Уполномоченного были положительно решены вопросы предоставления жилья семьям с детьми-инвалидами и многие другие. Вся эта работа анализируется в отчетах, Ежегодном докладе Уполномоченного Законодательному Собранию и губернатору ЕАО. Кстати, текст доклада можно посмотреть на сайте Законодательного собрания области с примерами, цифрами, аналитическими материалами.
      Очень сложно решаются с положительным результатом вопросы исполнения алиментных обязательств должниками, предоставления жилья детям-сиротам. Но и в этих ситуациях мы используем свои полномочия для того, чтобы организовать взаимодействие с ФССП, прокуратурой, СУСК, органами местного самоуправления и другими структурами, привлечь внимание к проблеме, наказать виновных и т.д.
      Не знаю, была ли у Вас необходимость обращаться к Уполномоченному по правам ребёнка, но, поверьте, что в наш адрес поступает немало слов благодарности за оказанную помощь.
      С уважением, О.И. Зайцева.
  • #7. 5 апреля, 01:20
    Ольга Ивановна. Знаю, что Вы вмешались в скандальную ситуацию с питанием льготников в школьных столовых и даже организовали совместную с прокуратурой проверку. А не хотели бы Вы еще и вникнуть в вопрос с созданием профильных десятых классов в школах Биробиджана? Ведь с тройками в них не берут, проще говоря, нарушают право ребенка продолжить обучение в своей школе, выдавливают его. В той же 10-й школе директор открыто сказала - не будем создавать обычный 10-й класс. Дескать, места у них мало. Раньше, значит, было место, а теперь резко не стало. Может, стоит вмешаться, так же, как это сделала прокуратура? "Дать по рукам", как говорится. Думается мне, что в погоне за "профильностью" школы не о ребятах думают и их знаниях, а о красивой успеваемости. Вот и избавляются от середнячков как от мусора. С уважением, Татьяна Сергеевна.
    • Зайцева Ольга Ивановна
      Уполномоченный по правам ребенка в ЕАО
      Уважаемая Татьяна Сергеевна!
      По вопросу создания профильных классов я уже ответила участнице конференции Ирине, которая первой спросила об этом. Повторю лишь, что в случае фактов отказа о приеме детей в универсальные классы, будет необходимость вмешиваться в конкретную ситуацию с конкретным ребёнком. Меры по недопущению таких ситуаций уже приняты.
      С уважением, О.И. Зайцева.
  • #6. 5 апреля, 01:11
    Ольга Ивановна! В последнее время много говорят о правах ребенка. Но, как мне представляется, часто путаются - где границы этих прав. А то спросишь по-отцовски, и окажешься уголовником. Помимо этого, у нас созданы разные структуры, которые вроде бы занимаются детьми. Есть ли у них понимание работы? Много нареканий к управлению опеки и попечительства. Вот там, мне кажется, сидят самые злостные нарушители прав ребенка.
    С уважением, Виктор Николаевич, Биробиджан
    • Зайцева Ольга Ивановна
      Уполномоченный по правам ребенка в ЕАО
      Уважаемый Виктор Николаевич, добрый день!
      В последнее время не только много говорят о правах ребёнка, но и многое сделано для того, чтобы создать общество, доброжелательное к детям, обратить внимание на детское неблагополучие и оказать помощь ребятишкам. Достаточно вспомнить проблему социального сиротства и оценить результаты работы по его сокращению, к примеру, только в ЕАО почти 70 % выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2015 году были переданы в различные формы семейного устройства.
      По вопросу путаницы в понимании границ прав ребёнка я бы Вам ответила так: каждый родитель сам принимает решение, как наказать провинившегося ребёнка. Иногда и моральное наказание приводит к детским стрессам. Но есть наказания, связанные с нанесением побоев, насилием, унижением, истязательствами с рукоприкладством и применением ремня, угрозами - вот это уже за границами допустимых воспитательных мер и нарушение закона с вытекающими последствиями вплоть до уголовного наказания, а также изъятия детей из семьи. Еще два года назад мне часто задавали вопрос о том, будет ли в России ювенальная юстиция, когда ребёнка по одному сигналу или факту могли изъять из семьи и наказать родителей. Сегодня эти опасения поутихли, потому что нам опыт Запада в этих вопросах не подходит, у нас приоритет отдается семейному воспитанию. Но по фактам нарушений закона, о которых я сказала выше, проводится вся необходимая работа. К сожалению, домашнее насилие в последнее время стало острой проблемой, и мы все вместе можем сделать больше в защиту прав ребёнка, если не будем равнодушными.
      Уполномоченный по правам ребёнка взаимодействует с Управлением опеки и попечительства, не всегда наши позиции и мнения по обращениям граждан совпадают. Если есть проблемы, граничащие с нарушениями прав ребёнка, используем все предоставленные областным законом полномочия для решения вопроса в пользу ребёнка.
      Примеров тому достаточно, но это постоянный рабочий процесс. Оценку работы органу исполнительной власти дают вышестоящие структуры, для меня важнее действовать только в интересах ребёнка.

      С уважением, О.И. Зайцева.



  • #5. 5 апреля, 11:33
    Ольга Ивановна! А как же дети тех приезжих с азии мигрантов? Дети которых всегда работают за прилавками и в полях. Как формируется правовая защита в семейном бизнесе. где детей привлекают к труду без их согласия? То что Вы огласили в вопросе 2 , можно выполнить только на бумаге, в жизни ни один работодатель не будет это выполнять ( или будет только частично). Работают ли органы на выявление таких случаев самостоятельно? или только по заявлениям заинтересованных лиц.
    • Зайцева Ольга Ивановна
      Уполномоченный по правам ребенка в ЕАО
      Уважаемый участник конференции!
      Совершенно согласна с Вами, что проблема детей-мигрантов носит острый характер, является чрезвычайно актуальной, и не только в ЕАО.
      Мы все замечаем, что в последние годы миграция стала носить «семейный» характер, вслед за мужчинами в Россию поехали их жены, дети. А это, как правило, многодетные семьи.
      Пребывание таких семей в России регламентирует Федеральный Закон № 115 от 25.07.2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Именно этот закон регулирует такие правовые отношения как миграционный учет и контроль, сроки законного пребывания граждан в РФ, легальное и нелегальное проживание и многое другое.
      Чтобы пояснить, как действует указанный Закон, приведупример:
      Для оформления легального проживания в России иностранные граждане должны предоставить действительные документы, срок действия которых ограничен. К примеру, постановка на миграционный учет осуществляется на срок 90 суток. За это время взрослый гражданин получает разрешение на работу, оформляет патент и автоматически продлевает свою регистрацию на территории РФ. У ребенка такой возможности нет, а родитель не вывозит его за пределы РФ каждые 90 дней и не ввозит обратно. В итоге ребенок оказывается нелегальным мигрантом, даже если у его родителя есть легальное разрешение на работу и действующая временная регистрация.
      Отсутствие четкого законодательного регулирования этой и подобных ситуаций создает основу для нарушений прав детей-мигрантов, и не только в трудовых отношениях, но и в получении образования, социальных выплат и т.д.
      «Работают ли органы на выявление таких случаев», - спрашиваете Вы.
      -Мы работаем в пределах своей компетенции, поэтому в случае обращений по этому вопросу в мой адрес, будем разбираться в каждой конкретной ситуации. За время работы Уполномоченного по правам ребёнка в ЕАО таких обращений не поступало.

      С уважением,
      О.И. Зайцева
  • #4. 5 апреля, 10:34
    Ольга Ивановна, здравствуйте. А были случаи в вашей практике, когда за помощью к вам обращались именно дети? Если да, расскажите, как это было и с какими проблемами? С уважением, Наталья.
    • Зайцева Ольга Ивановна
      Уполномоченный по правам ребенка в ЕАО
      Уважаемая Наталья, добрый день!
      В соответствии с Законом ЕАО «Об Уполномоченном по правам ребёнка в ЕАО» Уполномоченный рассматривает письменные и устные обращения граждан, содержащие информацию о нарушениях прав детей, независимо от возраста заявителя.
      Поэтому в практике работы есть факты, когда за помощью обращались несовершеннолетние дети, в частности, удалось решить вопрос о выделении доли квартиры несовершеннолетней девочке, а в дальнейшем она смогла воспользоваться полученными средствами для приобретения собственного жилья.
      Достаточно часто обращаются дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения по вопросу обеспечения их жилыми помещениями. Им требуется консультативная помощь, разъяснение действующего законодательства по этому вопросу, помощь в реализации судебных решений и т.д.
      С уважением,
      О.И. Зайцева
  • #3. 5 апреля, 10:31
    Ольга Ивановна, подскажите, институт уполномоченного каким-то образом отслеживает, контролирует жизнь и судьбу детей, которые уже попадали, так скажем, на карандаш? Например, как сейчас сложилась судьба девочки, которую отец оставил без присмотра, и она пробыла целую ночь в лесу? Наблюдают ли органы опеки, психологи и прочие службы за девочкой, которую похитили в с.Волочаевка? Спасибо, Марина Александровна.
    • Зайцева Ольга Ивановна
      Уполномоченный по правам ребенка в ЕАО
      Уважаемая Марина Александровна, добрый день!
      На Ваш вопрос ответ может быть очень объемным, потому что Уполномоченный по правам ребёнка работает во взаимодействии со всеми органами власти всех уровней, правоохранительными органами, а также в Общероссийской информационной системе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка. Поэтому вся информация о происшествиях с детьми немедленно и оперативно отслеживается и контролируется.
      С Управлением опеки и попечительства ЕАО налажен оперативный обмен информацией о принятых решениях в отношении детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, отобраны у родителей в связи с ненадлежащим исполнением ими родительских обязанностей. Поэтому мы знаем о судьбе каждого ребёнка, попавшего в поле зрения субъектов профилактики детского неблагополучия, о тех решениях, которые приняты в каждой конкретной ситуации. В частности, по факту оставления ребёнка одного в лесу, и расследования уголовного дела, отец ребёнка понес уголовное наказание, ограничен в родительских правах, девочка передана на воспитание в детский дом.
      По факту безвестного исчезновения девочки из п. Волочаевка в настоящее время расследуется уголовное дело, поэтому девочка постоянно в поле зрения следователей, психологов, других специалистов. Сейчас она воспитывается в семье, посещает школу.
      С уважением,
      О.И. Зайцева
    • Зайцева Ольга Ивановна
      Уполномоченный по правам ребенка в ЕАО
      Уважаемая Марина Александровна, добрый день!
      На Ваш вопрос ответ может быть очень объемным, потому что Уполномоченный по правам ребёнка работает во взаимодействии со всеми органами власти всех уровней, правоохранительными органами, а также в Общероссийской информационной системе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка. Поэтому вся информация о происшествиях с детьми немедленно и оперативно отслеживается и контролируется.
      С Управлением опеки и попечительства ЕАО налажен оперативный обмен информацией о принятых решениях в отношении детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, отобраны у родителей в связи с ненадлежащим исполнением ими родительских обязанностей. Поэтому мы знаем о судьбе каждого ребёнка, попавшего в поле зрения субъектов профилактики детского неблагополучия, о тех решениях, которые приняты в каждой конкретной ситуации. В частности, по факту оставления ребёнка одного в лесу, и расследования уголовного дела, отец ребёнка понес уголовное наказание, ограничен в родительских правах, девочка передана на воспитание в детский дом.
      По факту безвестного исчезновения девочки из п. Волочаевка в настоящее время расследуется уголовное дело, поэтому девочка постоянно в поле зрения следователей, психологов, других специалистов. Сейчас она воспитывается в семье, посещает школу.
      С уважением,
      О.И. Зайцева
  • #2. 4 апреля, 01:34
    Впереди лето. Ребенок хочет попытаться заработать себе деньги. Какие у него возможности трудоустроиться? Каков возрастной ценз работника школьного возраста? Кто будет контролировать его права ? Может ли школа предоставить ему оплачиваемую работу? Какие виды работ запрещены для детей? Что делать если права ребенка нарушил работодатель? Должна ли оплата труда ребенка приравниваться к минимальному прожиточному минимуму или МРОТ? Есть ли программы в правительстве ЕАО и мэрии, о обеспечении рабочими местами школьников на время летних каникул ?

    Мордехай
    • Зайцева Ольга Ивановна
      Уполномоченный по правам ребенка в ЕАО
      Уважаемый Мордехай!

      В Вашем вопросе ко мне сформулировано несколько вопросов, поэтому постараюсь ответить на все в порядке того, как Вы их изложили.
      Во-первых, все вопросы трудоустройства граждан Российской Федерации регулируются Трудовым Кодексом Российской Федерации (ТК РФ), но в отношении несовершеннолетних действуют отдельные нормы трудового права, которые необходимо знать обеим сторонам – работнику и работодателю.
      Это касается возраста несовершеннолетнего ребенка при устройстве на работу. По достижении 14-летнего возраста ребенок вправе по письменному разрешению родителей или других законных представителей получить работу, с легкими условиями труда, не приносящую вреда его физическому, психическому состоянию и не нарушающую образовательный процесс. Таким образом остается практически летний период, когда 14-летний ребенок не посещает школу.
      При этом важно знать, что запрещено привлечение предприятиями, организациями, учреждениями всех форм собственности несовершеннолетних детей к труду, связанному с вредными и опасными условиями производства, поднятием тяжестей, подземными, ночными и сверхурочными сменами, к работе в выходные дни. Ещё одним ограничением является запрет к устройству на работу, которая может причинить вред нравственному и психическому состоянию подростка. Это, к примеру, ночные клубы, кафе, бары, торговля спиртными напитками, табачными изделиями, лекарственными, нарко – и токсическими средствами.
      В образовательных организациях запрещается привлечение детей к труду, не связанному с образовательной программой.
      Следующий важный этап в трудоустройстве несовершеннолетнего подростка – это заключение трудового договора с работодателем. Это гарантирует защиту, в том числе и судебную,трудовых прав несовершеннолетнего работника в случае их нарушения со стороны работодателя. При этом важно понимать, что и несовершеннолетний работник несет равную ответственность за выполнение условий трудового договора. Подготовка и подписание трудового договора включает в себя несколько этапов. Если коротко, обязательным условием является соответствие несовершеннолетнего работе, которую он будет выполнять, подтвержденное перечнем обязательных документов. Данный перечень установлен статьей 26ТК РФ, где можно посмотреть этот список. Приём на работу без этих документов не допускается.
      При наличии документов, внимательного изучения условий трудового договора он может быть подписан обеими сторонами. Договор может быть подписан на время выполнения определенной работы, что является фактическим допуском к исполнению трудовых обязанностей. Совершенно очевидно, что при подписании трудового договора подростку нужна помощь родителей.
      Следующее важное условие при трудоустройстве несовершеннолетних работников – это выполнение режима продолжительности рабочего времени. Данная норма регулируется статьей 114 ТК РФ. Для работников в возрасте от 14 до 16 лет – не более 23 часов в неделю, - в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю. Иные условия могут быть определены трудовым договором, естественно, в сторону уменьшения продолжительности рабочего времени.
      Оплата труда по действующему законодательству неразрывно связана с МРОТ и регулируется Федеральным Законом «О минимальном размере оплаты труда» и статьей 133 ТК РФ. В отношении несовершеннолетних подростков оплата труда рассчитывается пропорционально продолжительности рабочего времени в соответствии с установленными нормами, о которых сказано выше, и оговаривается трудовым договором.
      В Еврейской автономной области принята и реализуется государственная программа «Содействие занятости населения ЕАО на 2014-2018гг», в соответствии с которой планируется в период с мая по сентябрь трудоустроить на всей территории области 820 несовершеннолетних работников.
      Для практического решения вопроса о трудоустройстве несовершеннолетнего подростка необходимо обратиться в центр занятости населения г. Биробиджана, а также в территориальные центры в районах области. В заключение хочу обратить внимание на необходимость выполнения требований законодательства, т.к. в практике работы Уполномоченного были факты, когда защита прав несовершеннолетнего работника была невозможна, т.к. ребенок работал по устной договоренности с работодателем и остался без заработной платы.


      С уважением, О.И. Зайцева

  • #1. 2 апреля, 08:09
    Ольга Ивановна, здравствуйте! Каково Ваше отношение к сложившейся в городе ситуации с профильными классами? Почему то Вы не высказали своего отношения к ограничению прав детей на образование в своей школе при отсутствии 10 -х универсальных классов. Мой сын учится в 9 классе 1 школы, хотим продолжать учится в нашей школе но в универсальном классе. Все вокруг убеждены что нам придется менять школу. Как нам действовать когда нас начнут вытеснять из школы?? С уважением , Ирина
    • Зайцева Ольга Ивановна
      Уполномоченный по правам ребенка в ЕАО
      Добрый день, уважаемая Ирина!

      Спасибо Вам за внимание и интерес к вопросам защиты прав ребенка. Прежде чем ответить на Ваш конкретный вопрос, хочу обратить внимание на полномочия и функции такого института как Уполномоченный по правам ребенка. Его главная задача-восстановление нарушенных прав ребенка при реализации его основных гарантий, обусловленных действующим законодательством. А чтобы защищать, восстанавливать детские права, необходимо их знать. Поэтому в своей повседневной работе мы обращаем большое внимание на правовое просвещение, в первую очередь, родителей детей, которые являются главными защитниками ребенка.
      Что касается ситуации, связанной с обучением выпускников 9 классов в универсальных классах, то личных обращений в мой адрес не поступало ни от родителей, ни от девятиклассников.
      В целом ситуация по данному вопросу анализировалась Уполномоченным совместно с прокуратурой ЕАО. О результатах прокурорской проверки агентство ЕАО – медиа уже сообщило читателям. Главный результат проверки показал, что фактов нарушений прав детей на образование не установлено. Вместе с тем объявлены предостережения администрации общеобразовательных организаций № 1 и № 10 города Биробиджана о недопустимости отказов в приеме детей в 10 классы указанных школ. В случае выявления таких отказов будет рассматриваться вопрос о нарушении права ребенка на образование, закрепленного Конституцией Российской Федерации, Законом «Об образовании в Российской Федерации», другими правовыми актами.
      О недопустимости таких фактов в школе № 1 г. Биробиджана, где обучается Ваш ребенок, сообщила исполняющая обязанности директора школы В. Мильгром.
      Поэтому ситуация по данному вопросу будет постоянно находиться в поле зрения Уполномоченного, а в случае необоснованного отказа в приеме девятиклассника на дальнейшее обучение в общеобразовательной школе, можно обратиться в мой адрес. Все контакты Уполномоченного находятся в открытом доступе, телефоны: 2-22-48, 2-18-82.


      С уважением, О.И. Зайцева