Вместо холста — лист дерева, хрупкий, но податливый в руках мастера. Портреты на листьях вырезает биробиджанский художник Владислав Цап. Помимо известных картин с еврейскими сюжетами, у талантливого автора очень много других интересных работ, выполненных в различных техниках и жанрах. Рассказывает о них неохотно, так как не считает их чем-то необычным. Поклонники творчества Владислава Цапа с этим в корне не согласны.
Все легко и просто. Нужно правильно высушить подходящий лист дерева или травянистого растения и можно приступать. Для создания портретов на "зеленом" мини-холсте Владислав Цап предпочитает использовать листья, собранные летом. Важно их не пересушить. На свежесорванном варианте тоже ничего не получится, лист будет резаться с трудом, оставляя на бумаге следы. Секрет правильной сушки очень прост — листья должны находиться под прессом. Самый отличный способ, который известен собирателям гербариев — разложить листья между страниц книг и оставить под прессом.
"Лучше всего подходят для таких работ листья сирени и клена зеленокорого. Пробовал вырезать на разных листьях, почти всех видов деревьев. На листьях дуба тяжело резать из-за толстых прожилок. У клена мелколистного, преречного листочки не подходят, так как очень маленькие. Использовал также травянистые растения. Чем жестче лист, тем дольше нужно его сушить. Если лист свежий или плохо засушенный, он не годится, так как пачкает бумагу, ведь выделяет сок, он как резина тянется, делать очень сложно. Если пересушить лист, он становится хрупким, как стекло, тогда на нем вообще ничего нельзя вырезать. Заранее листья для такой работы не заготовить, так как они пересохнут и будут хрупкими", — рассказывает Владислав Абрамович.
Владислав Цап. Фото: ИА ЕАОMedia
Когда полотно готово, можно приступать. Тщательно и скрупулезно под лупой Владислав Цап вырезает каждый штрих, чтобы максимально передать образ. И это ему отлично удается. Если вы знакомы с человеком, то без труда узнаете чей портрет на листке. Ювелирное хрупкое произведение нужно правильно сохранить.
"Когда работа готова, кладу ее под книги на месяц, чтобы подсохла, потом можно под стекло в рамку. Вообще, в этом нет ничего сложного, это не творчество, а обычная техническая работа", — добавляет мастер.
"Рисует" листьями, словно кистью. В коллекции Владислава Цапа есть и другие интересные работы из природного материала. Пейзажи, дальневосточные животные и даже портрет еврейского писателя Шолом-Алейхема выполнены из кусочков засушенных листьев. Создается вся красота исключительно природной палитрой, без использования красок.
"Как кистью, только листьями накладываются мазки. Все высушенные листочки разложены у меня по цветам. Есть различные виды: тополь серебристый, виноград, дуб, клен зеленокорый, ландыш — у него фактура похожа на дерево. Здесь тот же самый подход как и с красками, только краски наносишь кистью, у них больше возможностей, можно провести длинную линию, тонкую, а листьями более грубо получается, но интересно. В общем, та же живопись.
Работа Владислава Цапа. Фото: из личного архива
Ничего в таких картинах не подкрашиваю. А зачем? В природе все оттенки есть. У меня листья по тонам разложены: светло-зеленые, темно-зеленые, желтые, светло-коричневые, темно-коричневые, бордовые, белые… Берешь, например, желтый, а их тысяча оттенков, выбираешь, какой нужно и отрываешь кусочек. Это не сложно. Мне было просто интересно попробовать новую технику. Рисовать портрет, конечно, гораздо дольше. Кстати, листьев я насушил, наверное, на несколько лет вперед", — рассказывает Владислав Цап.
Помимо шедевров из листьев и всем известных картин с еврейскими сюжетами, у Владислава Цапа много удивительных работ, созданных в различных техниках. Среди них медальоны, барельефы, гипсухи — так автор называет картины, написанные с применением гипса. Мастер поделился с редакцией фото, на которых видно, как создавались на начальном этапе биробиджанские памятники.
Животные — отдельная тематика художника. О каждом из пушистых героев автор рассказывает с особой любовью, ведь все они реальные персонажи: кошка, жившая в редакции, милейший соседский спаниель — друг художника. Зарисовки Владислав Абрамович делал также на выставках собак.
Пейзажи Владислава Цапа как архивное фото. По некоторым можно изучать историю Биробиджана. Например, на ряде картин набережная изображена еще до реконструкции, возле филармонии нет сегодняшней Театральной площади. Виды города и красоты природы художник пишет также на камнях, которые потом дарит своим друзьям и знакомым. Портреты на листьях деревьев, кстати, также разлетаются в качестве презента.