Невыполнение госконтрактов, недостроенные объекты, взяточничество. О том, какие факты нарушения законодательства коррупционной направленности были выявлены в ЕАО в 2021 году, в интервью корр. ИА EAOMedia рассказал старший помощник прокурора ЕАО Евгений Перебейнос.
— Евгений Александрович, расскажите, по каким направлениям прокуратура вносит свой вклад в борьбу с коррупцией и чего удалось достичь в этом направлении?
— Органы прокуратуры Еврейской автономной области осуществляют надзор за исполнением законодательства в противодействии коррупции во всех сферах правоотношений, затрагиваемых надзорным сопровождением. Наиболее актуальными для ЕАО, как и других регионов страны, является сфера реализации законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд. Усиленное внимание прокурорами обращено на ситуации конфликтов интересов, когда руководимое личными интересами должностное лицо осуществляет свои полномочия в отношении близких лиц. В 2021 году за истекший период выявлено пять таких фактов, это в половину больше чем в прошлом году. Причем, два из них допущены при заключении муниципальных контрактов.
60% от всех выявленных по региону таких коррупционных преступлений в основном касались вопросов неполного исполнения заключенных муниципальных контрактов и неправомерного расходования в связи с этим денежных средств.
Кроме того, другая часть выявленных коррупционных преступлений относятся к неправомерному расходованию средств, принадлежащих государственным унитарным муниципальным предприятиям, которые с использованием служебного положения расходовались руководителями этих организаций. Также актуальными для правоохранительных органов прокуратуры были вопросы выявления взяточничества — в 2021 году на момент подведения итогов по итогам 11 месяцев выявлено на одно такое преступление больше. При этом, суммы взяток варьировались от 6 до 460 тысяч рублей. Виновные по рассмотренным судами уголовным делам получили различные наказания. В данном случае это и штрафы, начиная от 30 тысяч рублей, заканчивая реальным лишением свободы. По двум делам, где обвиняемые во взяточничестве были приговорены судами к реальному лишению свободы прокурорами, приговоры были обжалованы двумя сторонами и в настоящее время не вступили в законную силу. По остальным рассмотренным судами уголовным делам были вынесены приговоры, которые предусматривали условное лишение свободы. При этом, мы ориентировали суды на применение имущественных санкций в отношении осужденных.
— Какие случаи взяточничества были выявлены в этом году прокуратурой ЕАО?
— В основном взятки, которые передавались должностным лицам гражданами, носили характер подкупа в целях избавления от административной ответственности за совершенные административные правонарушения. Склоняя должностных лиц к таким действиям, давали взятки от 6 до 30 тысяч рублей единоразово. В таких случаях за взятку в 6 тысяч рублей суд назначил 30 тысяч рублей уголовного штрафа, за взятку в 20 тысяч рублей суд назначил наказание в виде штрафа в размере 500 тысяч рублей. То есть, имущественные санкции намного превышали размеры самих взяток.
Хочу отметить, что в 2021 по сравнению с прошлым годом увеличилось количество выявленных фактов неправомерного расходования средств при оплате неисполненных муниципальных контрактов и расходование денежных средств, когда руководители унитарных предприятий оплачивали наложенные на них административные штрафы за счет средств предприятий. То есть, фактически похищая имущество, им не принадлежащее.
В структуре коррупционной преступности незаконные действия чиновников, в большей степени, были связаны как с незаконным расходованием денежных средств унитарных предприятий, так и с необоснованной незаконной оплатой исполненных государственных контрактов. Это наиболее серьезные преступления, поскольку они напрямую влияли на развитие тех общественных отношений, для которых денежные средства выделялись из различных бюджетов.
Органами прокуратуры и правоохранительными органами в этом году особое внимание и усилия были направлены на сферу, непосредственно затрагивающую реализацию национальных проектов, реализацию государственных, федеральных, региональных программ. И в этой сфере нам действительно удалось добиться результатов, которые по статистическим показателям превышают результаты прошлых лет. Для сравнения, в этом году только в связи с неисполнением государственных муниципальных контрактов возбуждено более 12 уголовных дел. В прошлые годы такие факты исчислялись единичными случаями. Содержание таких преступлений состоит в незаконном освоении бюджетных средств.
Прокуратура ЕАО уделяет большое внимание реализации программы социально-экономического роста региона. В данной сфере нами были выявлены также уголовно-наказуемые деяния, по которым на сегодняшний день проводится предварительное следствие. Такие уголовные дела, которые связаны с неисполнением, неполнотой исполнением контрактов на территории Биробиджана, а также в Октябрьском, Ленинском и Смидовичском районе. В одном случае было установлено, что не выполнены в полной мере работы по строительству спортивных сооружений на территории одного из районов. В другом случае, при ремонтных работах, осуществляемых по муниципальному контракту, не было проложено предусмотренной контрактом всей необходимой длины трубопровода, и люди остались с теми же проблемами, которые были и до ремонта.

Работы подрядчик не выполнил даже наполовину (ФОТО)
Денежные средства, о которых идет речь, исчислялись десятками миллионов. Это уголовные дела, которые в настоящее время расследуются. Безусловно, эти коррупционные схемы отражаются на людях. Поэтому прокуратура ЕАО старалась обращать свое пристальное внимание именно на эти сферы.
Поскольку в уголовном законодательстве не предусмотрена ответственность за вознаграждение от имени или в интересах юридического лица, законодатель ввел серьезную ответственность для этой категории лиц. Так, в текущем году по трем постановлениям прокуроров состоялись три судебных решения, когда трем юридическим лицам за взяточничество были назначены наказания в общей сумме 2,5 млн рублей.
В одном случае дача взятки осуществлена за то, чтобы в рамках миграционных правоотношений не применил меры ответственности за совершенное нарушение, в другом случае за отмену обеспечительных мер, примененных в отношении транспортных средств. Буквально недавно было возбуждено уголовное дело, когда мелкая взятка дана за то, чтобы инспектор ГИБДД не составлял протокол о дорожном правонарушении.
— Расскажите о случаях, когда представитель закона был уличен в действиях незаконной направленности. Какие санкции применялись?
— Одним из самых ярких примеров, стало уголовное дело рассмотренное в Ленинском районе ЕАО в отношении должностного лица инспекции Гостехнадзора. В ходе расследования были установлены суммы взяток от 2 тысяч рублей до 45 тысяч рублей. Судом было назначено наказание в виде реального лишения свободы, но по жалобе защитников и представления прокурора уголовное дело было возвращено на новое рассмотрение.

Должностное лицо, получившее вознаграждение за липовый техосмотр, суд приговорил к 3 годам колонии
Несмотря на то, что в ЕАО были зафиксированы и большие суммы взяток, как я уже сказал, на сумму 460 тысяч рублей, привлечение к уголовной ответственности последует даже в том случае, если человек совершит взяточничество на меньшую сумму. Для примера: было возбуждено уголовное дело, когда была дана взятка в виде бутылки алкоголя, которая оценивается на сумму около 500 рублей.
— Какие меры предпринимаются прокуратурой для снижения числа коррупционных преступлений?
— Выявление самих преступлений является задачей как для органов прокуратуры, так и для правоохранительных органов. Прокуратура входит в работу таких совещательных органов, как комиссия по противодействию коррупции в ЕАО, которая действует при губернаторе ЕАО.

По данным прокуратуры, ряд нарушений выявлен в сферах ЖКХ, лесного хозяйства, соцзащиты и подведомственных им учреждений
В этом году на заседании комиссии областной прокуратурой предложено исправить положение о закупках отдельных видов юридических лиц — государственных и муниципальных учреждений. И на всей территории ЕАО, посредством такой совместной работы, мы поправили положения, которые теперь предусматривают правила закупок государственными и муниципальными учреждениями и предприятиями у единственного поставщика, в том числе отдельно были ограничены размеры цены контракта, свыше которой с единственным поставщиком он не может быть заключен. По общему правилу эта сумма законом определяется в 600 тысяч рублей, однако, действовавшими положениями о закупках такая сумма у некоторых юридических лиц доходила до 5 млн рублей. Соответственно, такие закупки могли покрывать все нужды учреждения. Это не приемлемо для конкурентного рынка.
Еще одним направлением работы являлось включение в такие положения о закупках правовых барьеров, препятствующих допущению ситуаций конфликта интересов.
В истекшем периоде нам удалось добиться увеличения возмещения ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, практически на треть.
Вопросы противодействия коррупции включают в себя обширный комплекс вопросов, от эффективного и комплексного решения которых зависит снижение проявлений и последствий этого социально-криминологического явления. Прокуратурой области совершенствование работы в этом важнейшем направлении будет продолжено.
Спасибо за беседу.