Против присоединения ЕАО к Хабаровскому краю выступил директор биробиджанского Института комплексного анализа региональных проблем (ИКАРП) ДВО РАН Денис Фетисов. По его словам, сложно увидеть положительные моменты от слияния, зато негативные аспекты очевидны уже сейчас. Свою позицию Фетисов обозначил в ходе межрегионального круглого стола "Территория трансформаций. Дальний Восток: какой должна быть карта ДФО?", сообщает корр. ИА ЕАОMedia.
Эксперт отметил, что вопрос объединения ЕАО с Хабаровским краем очень нервно воспринимается населением области, даже невзирая на то, что многие евреи давно покинули регион.
"Первое — включаются личные мотивы. Я, как житель Биробиджана, когда читаю новость об объединении, сразу задумываюсь: как быстро я потеряю работу, сколько после объединения будет стоит моя квартира и, если даже получится ее продать (работы-то у меня уже нет), куда я со своими, предположим, 600 тысячами рублей смогу поехать и что-то приобрести?" — говорит Денис Фетисов.
При этом спикер считает, что при проведении референдума часть населения области может поддержать присоединение ЕАО к Хабаровскому краю.
"Жители Смидовичского района, наверное, в большей степени будут поддерживать это присоединение, потому что восточнее Смидовича, по большому счету, уже хабаровская агломерация. А вот жители Биробиджана в большей степени будут голосовать против. Потому что это действительно потеря работы. Люди, которые заняты в государственном муниципальном управлении (а это значительный пласт людей, промышленности здесь практически не осталось), думаю, будут вынуждены уехать из города вследствие того, что закрываются федеральные и областные госучреждения", — продолжает Фетисов.
Специалист отметил, что пик населения в Биробиджане пришелся на начало 90-х. Жителей тогда было примерно 90 тысяч. По последним же данным, осталось около 70-ти тысяч человек. И слияние может лишь усугубить негативную тенденцию.
"Уже даже стратегии выработались по отъезду. Дети заканчивают школу, вы покупаете квартиру в ипотеку в западной части России, отправляете туда детей учиться. Потом туда переезжает жена, которая следит за тем, как учится чадо. И когда семья расплачивается с ипотекой, рассматривается вопрос полного переезда туда", — говорит Денис Фетисов.
Он также отметил, что пока не видит напрямую, каким образом должно происходить улучшение ситуации в ЕАО в результате слияния:
"Может, за счет выравнивания зарплат будет какое-то улучшение со здравоохранением, которое у нас в полном коллапсе. И медработники не будут так быстро уезжать в Хабаровск или уходить в коммерческую сферу, как это сейчас происходит. А вот негативные ситуации, о которых я говорил, они прощупываются. Произойдет переход из категории среднего города в малые. Думаю, за этим последуют потери у бизнеса, который и так из-за коронавируса в довольно сложной ситуации. Поэтому, учитывая историческую и культурную составляющую региона, я к вопросу присоединения отношусь негативно".
Политик из соседнего региона не видит выгоды от объединения со слабой Еврейской автономией и считает ее непосильной ношей
Помимо Дениса Фетисова, участниками круглого стола стали: Юрий Авдеев, директор Азиатско-Тихоокеанского Института миграционных процессов (г. Владивосток), ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат экономических наук; Владимир Норин, кандидат экономических наук, доцент (г. Хабаровск); Виктор Черемисин, политолог (г. Благовещенск). Модератор онлайн-встречи — главный редактор ИА AmurMedia Евгений Никитенко.
Напомним, ранее глава Минвостокразвития Алексей Чекунков предложил вариант возможной организации территорий ДФО по территориальному, экономическому, социальному признакам и перспективам развития. Рассматривать Дальний Восток как монолитное понятие не совсем правильно: территории огромны, разношерстны, значит, к ее отдельным частям нужен особый подход. Некоторые эксперты и вовсе настаивают не только на создании макрорегионов, но и на изменении территориального состава, реорганизации некоторых дальневосточных субъектов. К таким заявлениям экономистов и политологов подталкивают ошибки в управлении регионами и социально-экономическая уязвимость некоторых субъектов.