Историческое событие для Амурской области, России и соседнего Китая. Сегодня состоялось торжественное открытие автомобильного моста, соединяющего Благовещенск и Хэйхэ. По трансграничному переходу пошли первые грузовые автомобили, которые доставят в КНР восемь российских тягачей автопарка ООО "Газпром гелий сервис". Со стороны Китая также въехали восемь грузовиков с автомобильными шинами и комплектующими для электрооборудования, сообщает ИА PriamurMedia со ссылкой на тг-канал (18+) "Известия".
Торжественная церемония прошла с помощью телемоста из студий в Москве, Владивостоке, Пекине, площадок Благовещенска и Хэйхэ.
В ней удаленно приняли участие вице-премьер, полпред президента России на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, заместитель премьера Государственного совета КНР Ху Чуньхуа, министр транспорта России Виталий Савельев и министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. На площадках на обоих берегах присутствуют губернатор провинции Хэйлунцзян Хуа Чаншэн и губернатор Амурской области Василий Орлов, сообщает "РИА Новости"
"Поехали", — сказал по-русски Хуа Чаншэн, дав старт движению. По словам Трутнева, "в сегодняшнем разобщенном мире мост Благовещенск-Хэйхэ между Россией и Китаем имеет особое значение". "Он станет еще одной нитью, которая связывает народы России и Китая", — отметил он.
Строительство мостового перехода через реку Амур в районе городов Благовещенск (РФ) — Хэйхэ (КНР) осуществлялось в соответствии с Соглашением от 26.06.1995 года, Протоколом о внесении изменений в Соглашение от 03.09.2015 между Правительством РФ и Правительством КНР. Генеральным подрядчиком с российской стороны выступил АО "Бамтоннельстрой-Мост".
Стоимость объекта — 19 млрд рублей (из них объем инвестиций на российской территории — 14 млрд рублей).
Длина мостового перехода — 20 км, из них длина моста 1 080 м (протяженность российской части — 540 м), длина подходов — 19 км (сюда входит 6 км дороги в Китае и 13 км подъездных путей на территории России, в которых ещё 278 метров — это мост через протоку Каникурганскую. Общая ширина проезжей части — 11 метров. Сам же мост — от пролёта до пролёта — 18,2 метра.
Движение по мосту предусмотрено в двух направлениях. Государственная граница проходит посередине сооружения. Вес металлоконструкций пролётных строений — 3,9 тысяч тонн.
Строительство моста — это грандиозный проект. С нуля возведено огромнейшее сооружение, дороги. Во время строительства было трудоустроено почти 200 амурчан, а также тысячи специалистов из различных сфер: проектировщики, дорожники, и даже сотрудники российских заводов, где делали конструкции для моста.
Строительство началось 24 декабря 2016 года, завершилось — в декабре 2020 г. Работы велись круглосуточно, в любую погоду. Мост строили одновременно с двух сторон. Россия и Китай возвели ровно по половине, то есть по 540 метров. Части строились синхронно с двух берегов, их стыковка произошла 31 мая 2019 года.
Для фундаментов десяти опор забетонировано более 210 буронабивных свай диаметром 1,5 м каждая на глубину свыше 30 м. Все материалы, из которых построена российская часть моста, отечественного производства. Иностранные только ванты. Они произведены во Франции.
Строительство основных этапов моста было завершено в декабре 2019 года, полностью достроен в 2020 году. Сложившаяся эпидемиологическая обстановка в мире и закрытые границы не позволили открыть его сразу после получения разрешения на ввод. То есть фактический ввод мостового перехода мог быть осуществлён только после снятия всех ограничений.
Проект моста удалось реализовать без привлечения бюджетных средств. Для его строительства была придумана уникальная концессионная модель. Она предусматривает под собой строительство и эксплуатацию мостового перехода на коммерческой основе в расчетный период: строительство три года и эксплуатация 16 лет за счёт взимания проездной платы.
По мосту каждый день смогут проезжать более 600 грузовых автомобилей.
Пункт пропуска, обустроенный в 2019 году из блок-модульных конструкций, открылся приказом Минтранса России от 20.04.2020 № 130, но до настоящего времени временный АПП "Кани-Курган" не использовался из-за неблагополучной ситуации в связи с пандемией COVID-19. К тому же не была готова инфраструктура сопредельного пункта пропуска Хэйхэ.
Государственный контракт на строительство постоянного пункта пропуска заключен в декабре 2021 года. Общая стоимость — 2,3 млрд рублей. Ввод в эксплуатацию и открытие пункта пропуска намечены на IV квартал 2023 года.
Планируемая пропускная способность пункта пропуска составит:
862 транспортных средства (единиц) в сутки:
автобусы — 164 в сутки / 60 тысяч в год;
грузовые — 630 в сутки / 230 тысяч в год;
легковые — 68 в сутки / 25 тысяч в год.
Физические лица (человек): 5 479 в сутки / 2 млн в год.
Запуск в эксплуатацию моста позволит сократить время доставки товаров из России до нескольких часов
Справочно: На Дальнем Востоке всего два траснграничных моста (оба с Китаем через реку Амур). Еще один, железнодорожный переход "Нижнеленинское — Тунцзян" находится в Еврейской автономной области. Его строительство было завершено 27 апреля 2022 года. Инфраструктурный проект международного значения реализован на территории Еврейской автономной области и провинции Хэйлунцзян в рамках межправительственного соглашения между РФ и КНР. Протяженность конструкций моста превышает 2,2 км, 309 из них — на российской стороне. Общая протяженность построенного объекта на российской стороне — 5272 метра, общая длина уложенных путей — 24145 метров. Мост рассчитан на поочередный пропуск поездов по железнодорожному пути с колеей двух стандартов: шириной 1520 мм для российского подвижного состава и 1435 мм для китайского.