Власти Сахалинской области продолжают работать над улучшением системы образования в регионе. В 2022 году на Сахалине и Курилах добились больших успехов в системе образования. Для достижения поставленных целей в детских садах, школах и техникумах внедряются новые образовательные программы, улучшаются уже существующие проекты. На территории всего региона ремонтируются учебные заведения, строятся новые, а также закупается современное оборудование, которое помогает вывести образовательный процесс на еще более качественный уровень. Благодаря чему удается сделать пребывание сахалинских школьников в образовательных учреждениях наиболее комфортным и повысить качество учебного процесса, корр. ИА SakhalinMedia рассказала министр образования Сахалинской области Анастасия Киктева.
— Анастасия Николаевна, как вы можете оценить проделанную работу министерства образования за 9 месяцев 2022 года?
— 2022 год для образования Сахалинской области стал очень результативным. Наши школьники показали хорошие результаты на едином государственном экзамене, в течение года занимали первые и призовые места на всероссийских конкурсах и олимпиадах, активно проявляли себя в качестве лидеров движения школьников. Конечно, стоить отметить работу педагогов, которые занимаются с ребятами. В прошлом году в школах Сахалинской области появились советники директоров по воспитанию. Эти люди являются навигаторами, путеводителями к успеху ребенка. Их задача сопровождать, направлять, развивать. Кроме этого, мы развиваем программы профориентации школьников — открываем профильные классы, где учеников 10-11 классов готовят к поступлению в вузы, в частности на специальности педагогов и врачей. А, например, недавно, в СОШ №8 имени генерал-лейтенанта В. Г. Асапова города Южно-Сахалинска открылся замечательный кадетский класс МВД для самых маленьких — учеников 1 класса.
Если говорить о среднем профессиональном образовании, то именно в этом году мы открыли высокотехнологические мастерские в Сахалинском техникуме строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Южно-Сахалинске и филиале города Долинска. К слову, техникум вошел в топ-100 учреждений среднего профессионального образования страны.
Прекрасные результаты наша сборная показала на чемпионате "Молодые профессионалы" в городе Саранске. Сахалинская область вошла в десятку лучших в стране, и стала абсолютным чемпионом в ДФО.
— В каких районах Сахалинской области в этом году появились новые школы и детские сады? Скольких учебных заведений в регионе коснулся капитальный ремонт?
— В текущем году мы капитально отремонтировали рекордное количество школ — 13 к началу учебного года, и еще одну школу — СОШ№1 в городе Оха, мы ожидаем до конца года. 1 сентября свои двери распахнули две новые школы — в Макарове и Рейдово. Это большое событие, которое ждали дети, педагоги, родители. Безусловно, современные школы имеют ряд преимуществ: это и новые учебные классы с мультимедийным оборудованием, лабораторные кабинеты, спортивные и тренажерные классы, большие столовые, актовые залы. Конечно, мы понимаем, что не везде целесообразно возводить новые школы с фундамента, а достаточно произвести качественный ремонт, чтобы привести учреждение к модели "Идеальная школа".
В текущем году в федеральную программу "Модернизация школьных систем образования" вошли 14 объектов. Большая часть из них — это сельские школы. В течение всего лета мы, совместно с депутатами "Единой России", посещали объекты капремонта, контролировали ход выполнения работ. Хочу сказать спасибо родителям, педагогам, которые объединили усилия и совместно работали над оформлением своей школы: рисовали дизайн-проект внутренних помещений, выбирали цветовое решение фасадов, контролировали этапы проведения ремонтных работ.
— Какое новое оборудование появилось в школах?
— Мы взяли курс на импортозамещение. Постарались таким образом подобрать оборудование, мебель и технику, чтобы она была удобна в использовании и надежна в дальнейшей эксплуатации. Компьютеры, цифровые микроскопы и лаборатории для школьников, учебные роботы-манипуляторы, ноутбуки и смарт-панели, изготовленные в России, отвечают всем технологическим требованиям современных отечественных ГОСТов и смогут полностью заменить иностранные аналоги.
Техники к началу учебного года поступило очень много. Одна школа в Малиновке Поронайского района получила свыше 6,5 тонн оборудования. В декабре мы завершим ремонт в школе имени А. Буюклы в Охе. В следующем году мы продолжим обновлять наши школы. Комплексный ремонт коснется еще 13 образовательных организаций. Здесь мне особенно хочется отметить, что, благодаря грамотному распределению денежных средств, в регионе в полном объеме продолжаются программы строительства школ и детских садов, капитального и текущего ремонтов, масштабного оснащения.
— На что вы делаете упор при проверке учебных заведений перед их открытием после строительства или реконструкции?
— После завершения строительства новый объект в обязательном порядке проходит проверку на соответствие требованиям СанПин, пожарной безопасности и антитеррористической безопасности.
Анастасия Киктева. Фото: ИА PrimaMedia
— В начале года Министр просвещения РФ Сергей Кравцов высказался о том, что важнейшей задачей является помощь каждому ребенку в развитии. Какую работу в этом направлении проводит региональное министерство образования?
— С 2018 года на базе ГБУ "Региональный центр оценки качества образования Сахалинской области" работает Центр выявления и поддержки одаренных детей. Он занимается выявлением, поддержкой и развитием способностей и талантов детей.
Мероприятия размещаются в открытом доступе, и принять участие в них может каждый школьник Сахалинской области. Самые популярные это — Всероссийская олимпиада школьников, Всесибирская открытая олимпиада школьников, Математическая олимпиада имени Леонарда Эйлера, Всероссийский конкурс научно-технологических проектов "Большие вызовы", конкурс исследовательских проектов "Старт в будущее".
Одно из ключевых мероприятий — школа для одаренных детей "Эврика". Она организуется по модели интенсивных образовательных профильных смен ОЦ "Сириус" по направлениям "Наука", "Культура", "Спорт".
В текущем году проведено 10 интенсивных образовательных смен по направлению "Наука" по предметным областям: история, русский язык, английский язык, информатика и так далее, а также проектной деятельности, математика, физика, химия, биология, Навигатор успеха [образовательная программа этой смены носит социально-ориентированный характер и направлена на развитие навыков общения, проектирования, самопрезентации, публичных выступлений, а также эффективного использования цифровых технологий — прим. ред.]. В сменах приняли участие более 350 сахалинских детей.
— В каких районах Сахалинской области в этом году появились новые "Точки роста" и "Кванториумы"? Насколько они интересны школьникам?
— В 2022 году на базе 17 школ открыты центры образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста". Целями деятельности центров являются создание условий для развития у обучающихся естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной и технологической направленностей.
В школах, на базе которых созданы и функционируют центры "Точка роста", подготовлены и реализуются предметные и дополнительные образовательные программы по химии, физике, биологии с учетом использования нового цифрового оборудования соответствующих кабинетов. Также разработаны программы внеурочной деятельности, элективные курсы и программы дополнительного образования, такие как — факультативы "Естествознание" по направлениям: физика, биология, химия; "Основы информационной грамотности", "Я-исследователь", занимательная робототехника и другие, которые посещают более 2,5 тысячи ребят Сахалинской области. Всего же за последние три года таких центров открыто 82.
Также в этом году мы открыли уже 2-й школьный Кванториум в Восточной гимназии города Южно-Сахалинска [первый в школе №31 Южно-Сахалинска — прим. ред.]. Особенность школьных Кванториумов состоит в их направленности на углубленное изучение предметов естественно-математического цикла, информационной грамотности, а также формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной и технологической направленностей. В школьном Кванториуме подготовлены и реализуются предметные и дополнительные образовательные программы по естественнонаучным предметным областям, математике и информатике, обществознанию и естествознанию, технологии. Особой популярностью пользуется робототехника и нано-лаборатория. Деятельностью школьных Кванториумов в текущем учебном году охвачено более 800 человек.
— Какие значимые достижения региональных школьников и студентов в этом году вы могли бы выделить?
— В Сахалинской области много талантливых ребят, которые показывают блестящие результаты в олимпиадах, всероссийских конкурсах, побеждают с командными и индивидуальными проектами. Количество зафиксированных достижений в государственном информационном ресурсе об одаренных детях с 2019 года возросло в шесть раз.
Самым масштабным проектом, пожалуй, можно назвать всероссийскую олимпиаду школьников (ВСОШ). В региональном этапе ВСОШ 2021-2022 году приняло участие 774 учащихся из 18 районов Сахалинской области. Олимпиады проводились по 21 общеобразовательному предмету. По решению оргкомитета Олимпиады на региональном этапе признано победителями и призерами 207 учащихся (57 победителей и 150 призеров). Это на 111 больше, чем в прошлом году.
Весной 2022 года в заключительном этапе олимпиады приняло участие 23 обучающихся, набравших необходимое количество проходных баллов. По итогам испытаний заключительного этапа шестеро старшеклассников из Южно-Сахалинска, Корсакова и Томари стали призерами по английскому языку — трое ребят, литературе — двое и физической культуре — один старшеклассник.
— Каких результатов при реализации проекта "Билет в будущее" удалось добиться на Сахалине и Курилах в 2022 году?
— Профориентационный проект "Билет в будущее" реализовывается в регионе не первый год. Мы стараемся охватить мероприятиями проекта как можно больше ребят. В 2021 году в проекте приняли участие 4253 ученика 6-11 классов.
В текущем учебном году мы увеличили квоту на посещение мультимедийной выставки на базе исторического парка "Россия — моя история" до 2000 человек, планируем увеличить охват детей профессиональными пробами. В 2022 году участниками проекта стали дети с ограниченными возможностями здоровья. Итоги 2022 года будут подведены в декабре 2022 года.
— На ваш взгляд, насколько важно сегодня школьникам 1-11 классов посещать "Уроки цифры", а учащимся 8-11 классов проходить курсы по современному программированию?
— Очень важный вопрос, поскольку обеспечению безопасности детей в информационном пространстве сегодня уделяется большое внимание. В Сахалинской области в рамках информационной безопасности детей сделано ряд шагов. 8 февраля 2022 года министерство образования Сахалинской области подписало Меморандум о присоединении образовательных учреждений области к Хартии "Цифровая этика детства". Главная цель документа — объединить усилия для обеспечения позитивной и безопасной среды для детей в цифровом пространстве.
Мы активно проводим конкурсы, тематические встречи с представителями министерства цифрового и технологического развития Сахалинской области, Акции по защите персональных данных, Дни безопасного интернета.
С 2019 года в школах Российской Федерации реализуется Всероссийский проект "Урок Цифры". Проект направлен на развитие ключевых компетенций цифровой экономики, а также на раннюю профориентацию в сфере информационных технологий. В рамках данного проекта для школьников 1-11 классов проводят такие уроки, как "Исследование кибератак", "Приватность в цифровом мире", "Сети и облачные технологии", где ребят учат навыкам безопасности в интернете. Это очень нужный и важный проект в мире информационных технологий.
В сентябре 2022 года запустился новый федеральный проект "Код будущего". Этот проект позволяет школьникам 8-11 классов бесплатно пройти обучение современным языкам программирования. Планируется привлечь к проекту не менее 100 тысяч школьников Российской Федерации. Занятия могут проходить как в онлайн, так и в офлайн форматах. Это уникальная возможность для ребят отдаленных регионов.
Анастасия Киктева. Фото: ИА SakhalinMedia
— Как вы оцениваете проведенные в этом году ГИА и ЕГЭ? Какие новшества ожидают будущих выпускников в следующем году при сдаче экзаменов?
— ГИА в 9 классах и ЕГЭ в 11 классах в 2022 году прошли в штатном режиме. Девятиклассники сдали государственную итоговую аттестацию после двухгодичного перерыва по стандартной схеме — два обязательных предмета и два по выбору. Обучающиеся 11 классов сдали экзамены по новым контрольно-измерительным материалам в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартам среднего общего образования. Результаты учебного года сопоставимы с результатами прошлых лет. Ну и конечно, большая гордость — это наши ребята, сдавшие экзамен на 100 баллов. Каждого из них мы поздравили персонально.
В следующем году планируются новшества с использованием новых технологий: в 11 классах экзаменационные материалы будут получены по сети Интернет, и весь экзаменационный материал будет сканироваться в аудиториях пунктов проведения экзаменов.
— Анастасия Николаевна, расскажите подробнее о "золотом стандарте" образования.
— "Золотой стандарт" образования — это единые образовательные программы для всех школ страны. С этой целью в Госдуме разработали поправки в закон "Об образовании в РФ", а Минпросвещения их поддержало. В рамках "золотого стандарта" будет обеспечен единый подход к школьному образованию в России, сформированы четкие программы для всех школ страны. В первую очередь, это отразится на учебниках: их содержание станет единым. Рекомендательный подход к учебной программе будет заменен фундаментальным, что обеспечит равные условия получения качественного образования.
В школах введут государственный стандарт для всех предметов. А по некоторым дисциплинам учебный план, разработанный Министерством просвещения, станет обязательным. Например, для старших классов по госпрограмме будут преподавать русский язык, историю, литературу, обществознание и ОБЖ.
— Какие задачи позволит решить "золотой стандарт" образования?
— Он облегчит жизнь учителям, школьникам и родителям. Ведь независимо от материального положения семьи, расположения школы и переездов дети смогут получить качественное образование. Родителям станет легче контролировать качество образования ребенка. Также его внедрение снизит бюрократическую нагрузку на учителей, даст им единую и понятно учебно-методическую документацию. При этом останется и простор для творчества: школы, работающие с инновационными методиками, смогут дополнять программы.
Для родителей "золотой стандарт" даст, в первую очередь, уверенность в качественном уровне образования ребенка вне зависимости от школы и региона. У мам и пап появится возможность контролировать соответствие программ федеральным стандартам. Ребенку будет проще переходить из школы в школу, если родители решат поменять место жительства. При этом абсолютно в каждой школе будут использоваться верифицированные учебные материалы, доступные для ребенка.
Таким образом, "золотой стандарт" образования позволит продолжить формирование в России единого образовательного пространства с едиными требованиями и подходами к обучению, а также обеспечит фундаментальность образования.
— Какую работу проводит министерство в части развития сектора частных дошкольных учебных заведений?
— За последние три года министерством приняты ряд мер, направленных на поддержку и развитие негосударственного сектора в сфере дошкольного образования. В области ежегодно предоставляются субсидии индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют уход и присмотр за детьми в размере до 700 тысяч рублей, субсидии на создание дополнительных мест для детей от 1,5 до 3 лет, а также ежемесячная субсидия на возмещение затрат по финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях. Для родителей предусмотрена компенсация части родительской платы в размере 50%, но не более 10 тысяч рублей в месяц на одного ребенка.
Все предпринимаемые меры дают свой положительный результат. Негосударственный сектор в сфере дошкольного образования развивается. Если в 2019 году у нас было открыто 3 частных детских сада, то в настоящее время их уже 11.
Анастасия Киктева. Фото: ИА SakhalinMedia
— Как вы оцениваете конкурс "Учитель года-2022"? Какие новые практики удалось представить в этом году?
— Региональный этап конкурса "Учитель года" — это ежегодное событие. При организации мероприятия мы стараемся максимально соотнести порядок проведения регионального этапа конкурса с всероссийским, но также вводим наиболее интересные конкурсные испытания. Например, в 2022 году введено новое конкурсное испытание "Педагогический СТиЭМ" [Совместное творчество и эффективные методики — прим. ред.]. Это демонстрация конкурсантами профессионального педагогического мастерства, креативных идей, неординарного подхода в передаче педагогических технологий.
Проведение регионального этапа конкурса "Учитель года" — большая системная работа с педагогами: установочный семинар, практико-ориентированные занятия с участниками конкурса, работа с методическими службами по сопровождению конкурсантов на всех его этапах, выездные обучающие семинары в муниципальные округа.
— Что ждет сферу образования в 2023 году?
— В 2023 году мы продолжим работу по капитальному ремонту и оснащению оборудованием островных школ. Очень важно, чтобы ребенку было комфортно находиться там, где он проводит значительную часть времени. Безусловно, одним из приоритетов останется совершенствование системы электронных образовательных сервисов с тем, чтобы сделать их проще и удобнее, прежде всего, для учеников, родителей, педагогов. По-прежнему будем работать над повышением качества образования, начиная с уровня детского сада и заканчивая учреждениями среднего-профессионального образования. Планов очень много. И я надеюсь, что 2023 год принесет нам еще больше поводов для гордости за наших ребят и педагогов.