А. Л. Драбкин
Фото: из архива А. Драбкина

Александр Драбкин: человек, ставший биробиджанским Бабелем

ИА EAOMedia продолжает публикацию материалов в рамках специального проекта "Хотим их знать", посвященного Почетным гражданам ЕАО

Большая редкость — несколько раз круто менять свою жизнь и профессию, оставаясь при каждом повороте успешным человеком. Если получилось, то, значит, являешься ты обладателем нескольких талантов, которые тебе посчастливилось не только получить, но и разбудить. Как например, Александру Драбкину, чья дорога на удивление извилиста и полна событий, которых другому хватило бы на пару жизней. Но именно эта дорога привела его к высшей награде нашей области — званию Почетный гражданин ЕАО. О том, как пройти путь от скромного токаря до одного из лучших криминалистов Дальнего Востока и хорошего писателя — в материале ИА EAOMedia.

Не расстанусь с комсомолом?

Александр Драбкин родился в 1957 году в Биробиджане. Он вырос в нем и видел еще тот — старый и уже несуществующий город, чуточку похожий на жовиальную Одессу. В нем жили люди, которые прямо-таки просились на страницы произведений его любимого писателя Исаака Бабеля. Он встречал их повсюду: в городских сквериках и дворах, на рынке, в школе и на маминой работе. Они были настолько колоритны, что образы их впечатались в его память и спустя долгие годы переселились в написанные им рассказы.

И просто удивительно, что биробиджанский этот мальчишка, в котором дремал недюжинный литературный талант, не пытался писать стихи и прозу уже тогда, а мечтал стать следователем и раскрывать самые что ни на есть запутанные преступления. 

Поэтому, закончив вторую городскую школу, поехал поступать в юридический институт. Не прошел по конкурсу, расстроился, конечно, но так как унывать было не в его правилах, пошел работать токарем на Биробиджанскую швейную фабрику. Отсюда ушел в армию. Служить пришлось в строительных войсках, которые помимо воинской специальности арматурщик-электросварщик, дали ему еще и такую школу жизни, что даже спустя долгие годы он вспоминает советский стройбат не только с обязательной иронией, но и большой благодарностью. 

1 / 2

Вернувшись из армии в ремонтно-механические мастерские родной уже швейной фабрики, заочно поступил во Всесоюзный юридический институт и вошел, пожалуй, в первый по настоящему крутой поворот в своей судьбе. Молодого токаря, часто имеющего принципиальную позицию по различного рода общественным, производственным и даже политическим вопросам, пригласили на комсомольскую работу. С кадрами в то время обращаться умели, абы кто в систему не попадал, поэтому неудивительно, что за несколько лет Драбкин прошел в комсомоле путь от руководителя первичной организации швейной фабрики до второго секретаря Биробиджанского районного комитета ВЛКСМ. И казалось, что все идет хорошо, но судьба думала иначе и решительно вмешалась в его жизнь.

Судьба эта явилась Александру в 1985 году в образе мальчишки возрастом лет так 9-10, который стоял на обочине автомобильной дороги сразу за Бирофельдом и голосовал с обочины проезжающим мимо автомобилям.

Водитель машины, в которой ехал Драбкин и чиновница райкома КПСС, отвечавшая за идеологическую работу, остановился. Мальчишка, заметно продрогший, попросил подвезти его до дома в селе Опытное поле и уже готовился нырнуть в салон, но чиновница властно погнала его обратно и скомандовала водителю двигаться дальше. 

Много чего сказал тогда в ее адрес психанувший прямо в автомобиле Александр. И, наверное, если бы к фразе "таких коммунистов расстреливать надо" он добавил бы "из рогатки", то конфликт еще можно было погасить. Но он не сделал этого, будучи человеком твердых принципов. Зато попросил водителя остановить машину и вышел из нее посреди дороги, шагнув в новый этап своей жизни: уже через несколько дней второй секретарь райкома ВЛКСМ Александр Драбкин остался без работы, получив еще и волчий билет — строгий выговор с занесением в партийную учётную карточку. 

Как стать лучшим

Следующая пара недель была потрачена на безуспешный поиск работы. Новость о том, что Драбкин вступил в противоречия с райкомом партии по поводу морального облика коммуниста, работала лучше волчьего билета. И просто удивительно, что наплевал на тот билет никто иной, как главный редактор областной газеты "Биробиджанер Штерн" (6+) Леонид Школьник. Он был смелым, этот человек, который, встретив в городе ищущего работу Александра, задал тому по-биробиджански емкий вопрос: "Ну?"

— Так я не знаю идиш, как работать? — вопросом на вопрос ответил ему Драбкин.

— Научим. Завтра жду, — сказал Школьник и отбыл восвояси.

...Своих учителей — Леонида Школьника, писателя и журналиста Романа Шойхета, журналистов Цалю Цирульника, Семена Кердмана, Фаину Пасманник и других Александр Драбкин всегда вспоминает с огромным уважением. Именно они ввели его в журналистику и во многом благодаря им область наша получила в итоге прекрасного репортера, автора множества отличных очерков и рассказов.

В стенах еврейской редакции раскрылся писательский талант Драбкина, дремавший в нем долгие годы. Остается лишь удивиться тому, как Леонид Школьник смог угадать его. В итоге, через некоторое время, будучи корреспондентом "Штерна" (6+) Александр написал свой первый рассказ "Крашенки" (6+), который и по сей день является одним из лучших его произведений.

1 / 2

В итоге в журналистике Драбкин задержался на долгие годы, успев поработать даже в многотиражной газете "Комбайностроитель" (6+) ПО "Дальсельмаш". Печатался он и в крупных дальневосточных изданиях. И если это был очерк или зарисовка, то неизменно собирал положительные отклики. Он очень быстро стал одним из лучших журналистов ЕАО, работавших с художественным жанром, и был заметен даже в незаметной заводской многотиражке. Многие помнят его очерк "Командировка в девятый цех" (6+), который он написал, редактируя "Комбайностроитель" (6+). Очерк перепечатала областная газета, его под лупой изучили в обкоме КПСС и вызвали на ковер директора "Дальсельмаша" Семена Балака, долго и совсем не по-отечески воспитывали его, а также выкрутили руки и заставили сделать в ведущем цехе предприятия ремонт. А потом добрейший, в принципе, Семен Израилевич грозно стучал ладонью по столу и задавал редактору Драбкину неудобные вопросы: "Я зачем газету содержу? Чтобы она меня под монастырь подводила?".

Покой нам только снится

В позднее перестроечное время и начале лихих 90-х Драбкин работал в "Биробиджанской звезде" (6+) и газете "Взгляд" (6+), которую издавала группа либерально настроенных местных журналистов. Здесь он провел несколько расследований, которые в итоге кардинально изменили его беспокойную жизнь. В 1992 году прокурор области Виктор Брежнев, обратив внимание на материалы-расследования за авторством Драбкина, пригласил его на работу в прокуратуру. Так своего часа дождались и мечты биробиджанского мальчишки, и диплом юридического института, который уже несколько лет пылился на домашней полке.

Начав службу в правоохранительных органах в должности старшего следователя прокуратуры Биробиджана Александр Драбкин закончил ее через 22 года руководителем отдела криминалистики следственного комитета РФ по ЕАО в звании полковника юстиции. За это время через его руки прошли сотни дел, в том числе, и самые громкие. Распутывая сложнейшие преступления, раскалывая самых упертых бандитов, насильников и убийц, он заработал неофициальный статус одного из лучших на Дальнем Востоке следователей-криминалистов.

Очередной свой талант он использовал на все сто. Одновременно писал отличные, как всегда, рассказы, в которых оживали люди не только старого Биробиджана, но и те, кого он встречал уже на новой своей работе. В том числе, не самые приятные.

И был он поэтому похож на любимого своего Бабеля, который одинаково прекрасно мог рисовать и лютых бойцов буденновской конармии, и пузырящихся южным весельем обитателей одесской Молдаванки. А еще также как Бабель, был он краток, полон ярких образов и местного колорита.

1 / 5

К моменту своего выхода на пенсию в 2014 году Александр Драбкин имел звание Почетного работника прокуратуры РФ, членский билет Союза писателей России и несколько изданных сборников рассказов и стихов. На заслуженном отдыхе, конечно же, не успокоился: продолжил преподавать в местном университете любимую свою криминалистику, писать рассказы, издав в итоге больше десятка книг. А в 2022 году, к своему 65-летию получил высшую награду области — звание Почетный гражданин ЕАО. Решение о присвоении звания депутаты Законодательного Собрания приняли единогласно. Вручение атрибутов, сопровождающих награду, проходило в областной филармонии во время торжественного собрания, посвященного 300-летию российской прокуратуры. Зал приветствовал своего ветерана стоя.

1 / 3