Дата в ЕАО: "Долина сокровищ", или Как добывали золото на Сутаре
08:00
ВТБ рассказал об итогах деятельности и озвучил прогнозы
21:55
Новые тротуары и удобные остановки установят в центре Улан-Удэ
19:10
Заслуженные награды в честь профессионального праздника вручили железнодорожникам ЕАО
17:30
Виктор Пинский: Приоритет "Единой России" – это люди и решение их проблем
17:15
Союз охраны психического здоровья соберет во Владивостоке профессиональное сообщество
17:10
В 1945 году женщины Уссурийска выкармливали грудным молоком детей-сирот
16:51
Пешеходную аллею благоустроили в пос. Приамурский ЕАО
16:10
Российские предприниматели примут участие в образовательном реалити-шоу
16:05
Участок магистральной теплотрассы заменили в м-не им. Бумагина в Биробиджане
16:05
Более 50 заявлений о кражах мобильников поступило в полицию Биробиджана с начала года
16:00
Положила телефон в микроволновку и включила ее по требованию мошенников пенсионерка из ЕАО
15:30
Страховщики Сбера оценили предварительный ущерб от землетрясения на Камчатке и Курилах
15:20
Более 7 тысяч детей из ЕАО уже отдохнули в летних лагерях и на пришкольных площадках
14:45
5 лет была в федеральном розыске и скрывалась в Красноярском крае сбытчица героина из ЕАО
14:30
Смартфон за 1 рубль и оплаченная связь: Билайн запустил новую акцию
13:40

Россиян предупредили о подорожании молока и молочной продукции

Эксперты и участники отрасли связывают это с ростом доходов населения и увеличившимся спросом
21 марта 2024, 13:30 Общество
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

В России растет себестоимость молочной продукции для производителей — в прошлом году она повысилась на 16 процентов и пока что не собирается останавливаться. Вместе с ростом потребления и реальных доходов граждан это может привести и к росту цен товара на полках магазинах, отметил в беседе с "Парламентской газетой" (18+) председатель Национального молочного союза Артем Белов. Однако реальные тенденции пока что не ясны: так, в 2023 году себестоимость и доходы тоже росли, а молоко и молочные продукты подорожали лишь на один процент. Что происходит в молочной отрасли и к чему готовиться потребителям, передает ИА AmurMedia (18+).

Потребитель радуется, производитель грустит

По словам Артема Белова, хорошая новость заключается в том, что у населения России в 2023 году и начале 2024-го объективно растут доходы.

"Если говорить честно, такого роста не было, наверное, года с 2011-2012, — отметил эксперт. — Естественно, это не могло не сказаться на пищевой индустрии. Спрос на большинство продуктов питания, в том числе, конечно, и на молочную продукцию, в прошлом году вырос, и вырос существенно. Эта динамика сохраняется сейчас и, по моим оценкам, сохранится еще и в следующем году".

Сам по себе рост потребления — история позитивная. Но не без нюансов — все, наверное, помнят декабрьско-февральскую драму вокруг резко подорожавших яиц. Тогда депутаты и представители отрасли тоже объяснили это ростом доходов и резко взлетевшим спросом.

Есть, пояснил Артем Белов, и другие нюансы.

"Помимо роста доходов и потребления наблюдается и рост себестоимости продукции, — подчеркнул эксперт. — Растет стоимость топлива, электроэнергии, те же заработные платы на производстве. Все это приводит к дополнительным издержкам, которые приходится учитывать. Кроме того, сказалось на сельхозтоваропроизводителях и увеличение ключевой ставки практически в два раза".

В итоге за прошлый год себестоимость в производстве, например, сырого молока выросла на 16-17 процентов. Это, говорит Артем Белов, довольно много. И, скорее всего, похожая динамика сохранится и в ближайшем будущем.

Новые вызовы для отрасли

Повлияет ли это на цены? А вот тут вопрос пока открытый. С одной стороны — молочная продукция входит в список социально значимых товаров. А значит, государство за ней присматривает, и просто так задрать ценники ни у производителей, ни у торговых сетей не получится. Кроме того, растущее потребление балансирует падение доходов, перекрывая, пусть и не полностью, увеличение себестоимости продукта. Сухие цифры это подтверждают: так, согласно данным Росстата, за прошлый год цены на молочную продукцию по основным категориям выросли всего на один процент.

"Сейчас действительно роста цен на основную молочную продукцию практически нет, — пояснила в беседе с "Парламентской газетой" доцент кафедры теории и социально-экономической статистики Российского экономического университета имени Плеханова Ольга Лебединская. — Так, если килограмм сметаны в первую неделю января 2023 года стоил 389 рублей, то в аналогичном периоде 2024 года ее стоимость выросла на 3,63 рубля, а к середине февраля она составила 287,56 рубля. Пастеризованное молоко жирностью 2,5-3,2 процента подорожало с 73 рублей до 76,23, стерилизованное молоко даже подешевело (98,28 и 95,48 рубля за литр соответственно). Кисломолочные продукты подорожали на 13,6 процента, более других подорожали сыры плавленые — на 20,9 процента".

Однако уже к осени, прогнозирует эксперт, ситуация может измениться. На первых порах отрасль адаптировалась, но теперь перед ней стоят новые вызовы. Растущий спрос надо удовлетворять, а значит, модернизировать старые мощности, открывать новые, внедрять высокотехнологичные решения. На все это нужны деньги.

"К этому нужно добавить сезонность — соотношение производства молока в летний и зимний период. Высокая сезонность влечет и изменение рентабельности, — пояснила Лебединская. — Отсюда и периоды потенциального повышения цен, а еще неизбежная необходимость обновления оборудования и производственных помещений".

В совокупности, по словам эксперта, цены все же вырастут, но ненамного — на семь — девять процентов. Однако прогноз это предварительный — он еще может измениться как в лучшую, так и в худшую сторону, если в ситуацию вмешаются неучтенные факторы.

17176
11
36

Электронный ресурс (Сайт) использует cookies и метрические программы. Продолжая посещение настоящего сайта, пользователь соглашается на смешанную обработку, сбор, использование, хранение, уточнение (обновление, изменение), обезличивание, блокирование, уничтожение своих персональных данных владельцем Электронного ресурса в соответствии с Политикой обработки персональных данных и Согласием на обработку персональных данных Пользователей.
На сайте используются рекомендательные технологии