Председатель правительства РФ Михаил Мишустин в понедельник, 27 мая, на совещании с вице-премьерами сообщил о том, что кабмин выделит 3,2 млрд рублей на возобновление программы субсидирования части затрат инвесторов на строительство судов-краболовов на верфях Дальнего Востока, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на информацию сайта правительства РФ. В прошлом году, напомним, ряд инвесторов не смогли получить субсидию за уже построенные суда. О важности и необходимости возобновления финансирования программы неоднократно заявляла Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ, ведущее объединение рыбной отрасли страны — ред.).
Тема поддержки рыбопромыслового флота стала одной из ключевых в повестке оперативного совещания с вице-премьерами, которое Михаил Мишустин провел 27 мая.
"Президент отмечал, что из‑за санкций строительство судов идет с опозданием, ограничения касаются в первую очередь запасных частей, оборудования. Чтобы преодолеть эти затруднения, Правительство направит дополнительно свыше ₽3 млрд, — цитирует слова Михаила Мишустина пресс-служба правительства. — Субсидии будут предоставлены российским организациям на возмещение части затрат на создание судов на верфях Дальневосточного федерального округа. Всего в течение трех лет здесь со стапелей должны сойти 13 краболовов, а эти средства помогут ускорить спуск на воду семи из них".
Напомним, что согласно постановлению правительства от 29 июля 2020 года N 1138 с 2021 года действует механизм субсидий для возмещения части затрат (20% от стоимости судна, но не более 340 млн рублей) на строительство в ДФО судов-краболовов, заказчиками которых выступают рыбопромышленные предприятия — участники крабовых аукционов. Субсидия должна была покрыть разницу в себестоимости строительства краболовов на дальневосточных верфях и предприятиях европейской части РФ, тем самым простимулировав заказы в ДФО. В результате из 41 краболова, законтрактованного по итогам крабовых аукционов 2019 года, 16 строятся на Дальнем Востоке. Это очень существенный заказ для верфей региона, которые десятилетиями не строили подобные суда, отмечал ранее президент ВАРПЭ Герман Зверев
Бюджетные средства на субсидию выделялись в 2021-2022 годах, однако летом 2023 года, как сообщал "Коммерсант" (16+), инвестор "Маг Си Интернешнл", построивший два краболова на Хабаровском судостроительном заводе, не смог воспользоваться мерой поддержки по причине отсутствия средств на субсидию в федеральном бюджете. В федеральной прессе сообщалось, что ВАРПЭ направляла обращения в Правительство России и Минпромторг с описанием проблемы и просьбой возобновить действие программы, с аналогичной инициативой президент ВАРПЭ Герман Зверев выступил на итоговом заседании межкомитетской рабочей группы по реализации программы инвестквот в Совете Федерации в декабре прошлого года.
В марте 2024 года Герман Зверев привлек внимание верхней палаты российского парламента констатацией того факта, что из-за отсутствия средств программа субсидирования обновления краболовного флота ДВ фактически перестала работать. Выступая на очередном пленарном заседании Совфеда, руководитель ведущего объединения рыбной отрасли страны включил этот проблемный вопрос в свой экспертный доклад в рамках традиционной рубрики "Время эксперта".
Стратегическое видение развития рыбной отрасли РФ, предложенное руководителем объединения, получило положительный отклик палаты регионов
По итогам доклада главы ВАРПЭ председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в ходе заседания дала поручения профильному комитету рассмотреть озвученные предложения и совместно с сенаторами рыбацких регионов подготовить и направить в правительство РФ соответствующее обращение.