В рамках энергетического форума "Нефть и газ Сахалина" (16+) состоялась сессия "Международный логистический хаб: интеграция и инновации для глобального взаимодействия". На встрече представители компаний, занимающихся перевозками и обслуживанием шельфовых проектов Сахалина, обсудили проблемы удаленности региона и современную кадровую обстановку региона, а также обеспеченность оборудованием и производственными возможностями, сообщает ИА SakhalinMedia.
Первым выступил заместитель генерального директора по коммерческой работе "Сахалин-Шельф-Сервис" Артем Скачков и рассказал о вкладе компании в нефтегазовые проекты Сахалина. Организация занимается береговым обеспечением сахалинских нефтегазовых проектов. Например, для морских буровых работ береговые базы являются ключевым звеном, так как бесперебойное обеспечение разработки и освоения шельфа невозможно без береговой производительной и промышленной инфраструктуры.
Справа: Артем Скачков. Владислав Беляцкий, ИА SakhalinMedia
Первая береговая база для обслуживания работ по проекту "Сахалин-1" была организована предприятием на Сахалине в 1997 году. Далее, в 2023 году для проекта "Сахалин-2" была проведена масштабная реконструкция Холмского порта. Было создано обособленное подразделение "Сахалинский западный морской порт" (СЗМП).
С 2005 года СЗМП стал основной круглогодичной береговой базой всех шельфовых проектов Сахалина. Там создана вся необходимая инфраструктура: причалы, склады открытого хранения, грузоподъемное оборудование, в том числе портальные краны до 60 тонн, мобильные краны до 200 тонн, автопогрузчики и другая специализированная техника. В СЗМП за последние несколько лет введены в эксплуатацию топливо-бункеровочный комплекс, цех по производству металлоконструкций, грузовой тары; построен волнолом и проведены работы по дноуглублению, регулярно обновляется парк техники.
Также недавно введен в эксплуатацию третий портальный кран грузоподъемностью 60 тонн, а сейчас устанавливается новый кран на 40 тонн. Его сейчас собирают в Холмском порту. Благодаря тому, что СЗМП располагает глубоководными всесезонными причалами, работы здесь осуществляются 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. При проведении работ, включая нестандартные операции, применяются самые мощные на Сахалине портовые и мобильные краны, вилочные погрузчики и другой спецтранспорт.
Проблемы морской логистики и технического оснащения на Сахалине обсудили эксперты. Владислав Беляцкий, ИА SakhalinMedia
Подводя разговор к теме логистики, директор департамента продаж и развития проектов FESCO Янина Токади рассказала, чем сейчас компания занимается на Сахалине. Организация оказывает два основных вида услуг: перевозка контейнерных грузов и перевозка тяжелых негабаритных грузов. Контейнерными перевозками FESCO на Сахалине занимается уже около 30 лет, доставляет грузы из Владивостока, Китая и Кореи на Сахалин и в обратном направлении.
Янина Токади отдельно отметила необходимость модернизации Корсаковского порта. Поскольку компания обслуживается именно там, явно ощущается недостаток мощностей для выгрузки. По ее словам, иногда суда до 5 дней простаивают под выгрузкой, что достаточно много. По плану это должно происходить 2−3 дня, и все это связано с работой порта. Если экраны выходят из строя, то работа замедляется.
Все дальневосточные порты являются значимыми для развития Северного морского пути. Сахалин не только нуждается в доставке грузов для населения, товаров народного потребления, но и в доставке комплектующих и оборудования, а также в отгрузке продукции. Для этого необходимо развивать портовую инфраструктуру, чтобы контейнерные суда не простаивали долго под погрузкой и выгрузкой. — Это ключевой момент организации регулярных контейнерных перевозок, — считает Янина Токади.
В связи с этим FESCO планирует развивать сотрудничество с компанией "Росатом" в части развития хождения по Северному морскому пути и развития контейнерных перевозок в этом направлении, и Корсаков будет одним из опорных портов на этой линии.
Слева: Янина Токади. Владислав Беляцкий, ИА SakhalinMedia
Начальник департамента материально-технического снабжения и организации подрядных работ ООО "Сахалинская энергия" Кирилл Алабужев со своей стороны рассказал о текущем состоянии складского оснащения отрасли. Он отметил, что за последние два произошел качественный переход на российских поставщиков и подрядчиков.
При этом, на Сахалине сейчас другая проблема: существенно не хватает свободных складских площадей. Если говорить про требования "Сахалинской энергии", то это склады категории А, В и С. На Сахалине имеются категории B, C и D — в основном бывшие овощехранилища, подсобные помещения. Фактически это не соответствует требованиям по хранению с точки зрения промышленной безопасности и требованиям по стеллажным системам.
Заместитель директора по качеству, подготовке персонала и административной работе ФАУ "Российский морской регистр" Иван Трубицин рассказал о том, какой контроль со стороны организации ведется в отношении состояния флота на Сахалине, в том числе судов для перевозки углеводородов. "Регистр" следит за выполнением минимальных технических требований к судам для возможности дальнейшей эксплуатации. В нефтегазовой отрасли, в том числе и в перевозке, эксплуатируются достаточно современные новые суда, построенные на класс российского морского регистра судоходства. Ранее они строились преимущественно в Китае и в Корее. Однако был открыт большой завод "Звезда", который на сегодняшний день уже спустил на воду и вел в эксплуатацию несколько единиц танкерного флота.
Что касается судоремонта, несмотря на сложные климатические условия для проведения судостроительных и судоремонтных операций, современные технологии позволяют проводить ремонт даже в таких "сложных" регионах, как Сахалинская область.
Отдельно Иван Трубицин отметил нехватку кадров в островном регионе:
"Это вопрос, который на повестке дня уже давно с "Сахалинской энергией". Сейчас огромная конкуренция за кадры. С точки зрения зарплатных ожиданий, они сравнялись в Европейских регионах России с Сахалином. Поэтому привлечение кадров на Сахалин — это краеугольный камень. Это сложно и дорого, найм сотрудников тоже достаточно трудоемкий процесс. В отношении тех, кого удается привлечь на Сахалин, именно по направлению логистики, наша компания в первую очередь руководствуется правилом, что нужно обучить, все наградить, как говорится, передать основные компетенции и постоянно вкладываться".