EAOMedia, 18 ноября. Смертность на российских дорогах снижается не так активно, как хотелось бы. Несмотря на позитивный генеральный тренд (-22,1% летальных аварий с 2018 по 2024 год), нерешенных проблем остается много: от увеличения числа ДТП с водителями в измененном состоянии сознания до низкой культуры индивидуальной безопасности и неравномерного качества дорог. Ключевые сложности в достижении нулевой смертности перечислили авторы "Стратегии повышения безопасности дорожного движения на период с 2026 по 2030 годы", официально утвержденной указом президента, сообщили в "Парламентской газете" (18+).
"Как отмечается в тексте документа, за период реализации предыдущей стратегии России удалось добиться неплохих результатов. Так, в период с 2018 по 2024 год количество ДТП снизилось на 22,1%, погибших и раненых — на 24,5% и 23,5% соответственно. Это, в частности, позволило России войти в десятку стран, которым удалось снизить смертность в результате ДТП как минимум на 50% при общемировом снижении на 5%" — говорится в сообщении.
Дорожно-транспортные происшествия по-прежнему остаются одной из основных внешних причин смерти детей и взрослых: в одном только 2024 году общий социально-экономический ущерб от них превысил 1,5 триллиона рублей. Согласно статистике, почти половину погибших составляют водители транспортных средств, на пешеходов и пассажиров приходится по 26,9% и 24,1% летальных исходов. Еще 3% составляют велосипедисты и лица, использующие так называемые средства индивидуальной мобильности — электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и так далее. Также девять из десяти ДТП стабильно происходят из-за нарушения водителями правил дорожного движения и в первую очередь — превышения скорости.
Статистика отмечает новую угрозу: на фоне сокращения числа "алкогольных" ДТП (падение в 1,5 раза с 2017 г.) происходит резкий рост аварий с водителями под воздействием наркотиков — на 34,5% за год.
При этом сохраняется критически низкая дисциплина участников движения. Каждый пятый погибший в автомобиле в 2024 году был не пристегнут, а среди мотоциклистов без шлема находились 33% водителей и 50% пассажиров. За семь лет количество подобных случаев с летальным исходом увеличилось более чем в два раза.
В высокую смертность вносят и системные факторы: морально устаревшая дорожная сеть, не рассчитанная на современные нагрузки, недостаточная эффективность работы экстренных служб, рост числа отвлекающих факторов (в первую очередь, мобильных телефонов) и запоздалое внедрение передовых систем безопасности.
Серьёзной проблемой остаются водители, сознательно идущие на нарушения. Их поведение усугубляется, когда материальный достаток позволяет им безболезненно оплачивать штрафы, не корректируя при этом свой стиль вождения.
К сожалению, сами штрафы сегодня не способствуют тому, чтобы эту категорию водителей привести в чувство. Поэтому, на мой взгляд, здесь должна идти речь о постепенном ужесточении ответственности и дополнении ее такими мерами, как лишение прав, изъятие транспортного средства. А если человек продолжает нарушать — условно, накопил он 20 штрафов за год, создал 20 аварийных ситуаций или больше, то и вплоть до уголовной ответственности", — рассказал депутат Госдумы Николай Новичков.
Как отметил депутат, соответствующие предложения сегодня находятся на этапе обсуждения — не исключено, что в обозримом будущем они оформятся в полноценные законодательные инициативы.
"Нуждается в обновлении инфраструктура. В частности, нерегулируемые пешеходные переходы должны быть в обязательном порядке оснащены средствами, снижающими скорость автомобилей, например лежачими полицейскими. Кроме того, мы еще в 2021 году говорили об установке на наших дорогах на разделительных полосах специальных энергопоглощающих ограждений, которые гасили бы энергию удара в момент аварии", — заявил председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов