Депутаты Собрания Биробиджанского района имеют право установить главе муниципального образования дату его отчета о работе, считает прокуратура ЕАО. Надзорное ведомство прокомментировало отказ Евгения Сухарева подписывать решение народных избранников, где крайним сроком его выступления с докладом указано 1 июля. Несмотря на то, что проект данного решения разработала именно прокуратура, руководитель района посчитал, что нормативный акт противоречит законодательству. По его мнению, у местных депутатов нет соответствующих полномочий, сообщает корр. ЕАОmedia.
Нормативный акт, где указана крайняя дата отчета главы района, был принят единогласно на заседании Собрания еще 25 апреля. Тогда же его направили на подпись главе муниципалитета. Впоследствии от Евгения Сухарева поступило "мотивированное обоснование" отклонения решения депутатов. Он сообщил, что к полномочиям народных избранников относится лишь заслушивание ежегодного отчета, а установление его срока и порядка не предусмотрены федеральным законодательством.
В этой ситуации Евгений Сухарев, очевидно, "кинул камень в огород" районной прокуратуры. Ведь именно она разработала и направила Собранию проект того самого решения, где указан "час икс" представления доклада. И если следовать логике главы Биробиджанского района, выходит, что надзорное ведомство, которое само следит за соблюдением законности в различных сферах, подготовило документ, противоречащий законодательству.
Напомним, проект этого нормативного акта появился в результате проверки в отношении главы, проведенной прокуратурой по жалобе народных избранников. Они сообщили, что руководитель муниципалитета не явился в конце марта на отчет о своей работе.
Следующее заседание районного Собрания, как сообщили в его аппарате, пройдет 20 июня. По инициативе председателя вопрос об отчете Евгения Сухарева может быть вынесен на повторное рассмотрение.
Между тем, согласно законодательству, существует несколько вариантов снятия с должности Евгения Сухарева.
Глава Биробиджанского района ЕАО может быть отрешен от власти с помощью местного референдума в результате утраты доверия населения. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования (Дума района).
В какой-то степени заложником ситуации стал губернатор ЕАО, к которому уже неоднократно поступали обращения с просьбой отрешить Евгения Сухарева от должности. Однако в данной ситуации Александр Винников может снять руководителя района с поста только в том случае, если есть решение суда, подтверждающее вину главы муниципалитета.
Согласно ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", высшее должностное лицо субъекта имеет полномочия и права издать правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случае:
1) издания указанным должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
2) совершения указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.
Депутаты районного Собрания депутатов также могут снять главу с должности по собственной инициативе, например, при неисполнении в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Как ранее сообщало ИА ЕАОmedia, депутат Законодательного Собрания ЕАО Сергей Синягин заявлял, что глава Биробиджанского района, скорее всего, представит доклад до 1 июля. Так как конфликтовать с надзорным ведомством, по мнению парламентария, руководитель муниципалитета не станет, передает корр. ЕАОmedia.
Председатель областного Союза крестьян, между тем, считает, что Евгений Сухарев не имел права проигнорировать отчет о своей работе. По мнению Александра Ларика, такое поведение "недостойно руководителя".
Действия Евгения Сухарева также получили "неуд" от общественных и политических деятелей ЕАО. На это повлияла и идея главы о сокращении сразу трех отделов администрации.
Достоянием информагентства также стало обращение к властям ЕАО от жителей Биробиджанского района, которые в письменном виде высказали свое недовольство действиями главы муниципального образования. Около 100 человек, оставивших свои "автографы" под петицией, считают, что Евгению Сухареву "хватит просто сидеть в кабинете и получать зарплату".
Как стало известно позже, глава Биробиджанского района Евгений Сухарев, который в 2013 году примерно восемь месяцев был то в отпуске, то на больничном, задекларировал доход в размере 2,1 млн рублей. В сравнении с 2012, сумма увеличилась примерно на 50 тысяч рублей.
старший помощник прокурора ЕАО
Автор фото: Прокуратура ЕАО
"В соответствии с положениями Федерального закона №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в компетенции представительного органа муниципального образования (Собрание депутатов) находится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
В свою очередь, данный закон возлагает на главу муниципального образования представление собранию депутатов ежегодного отчета о результатах своей деятельности. Принятие решения Собранием депутатов Биробиджанского района об установлении конкретного срока для отчета главы о результатах своей деятельности, не противоречит действующему законодательству и входит в рамки имеющихся полномочий.
Данный правовой механизм является способом реализации права депутатов по заслушиванию главы района".