День в ЕАО: открылась детская музшкола, родились поэты Нохем Фридман и Павел Алексейчук
08:00
Опрос ВТБ: большинство россиян не сталкивались с последствиями хакерских атак на банки
19:40
Биробиджанец чуть не погиб в пожаре из-за вспыхнувшей зарядки от телефона
18:45
Заканчивается прием заявок на 2 сезон конкурса плакатного искусства "Время смыслов"
17:30
Более 43 тысяч патриотических мероприятий провел фонд "Защитники Отечества" за время работы
16:25
Хоккеисты 40+ стали участниками турнира "Памяти ушедших игроков" в Биробиджане
16:00
"Ростелеком" предупреждает о киберугрозах для подростков
15:55
Полиция в п. Биракан ЕАО переведена в режим готовности после выхода тигра к людям
15:30
Розничные инвесторы ВТБ Мои Инвестиции вложили 290 млрд рублей в российский бизнес
15:25
Ледовый полумарафон HONOR Vladivostok Ice Run в 11-й раз состоялся в Приморье
15:25
С нарушением закона торговал продукцией колбасный завод "Бридер" в Биробиджане
14:35
Рост потребспроса почти застыл в ЕАО и в разы отстал от среднего по стране
14:30
Медики на СВО: подвиг на службе жизни
14:25
Первый в истории ЕАО турнир по всестилевому каратэ собрал в Биробиджане 75 бойцов
14:00
"Наследство от старых хозяев дома": арсенал оружия изъяли полицейские у жителя ЕАО 
13:30
ВТБ нарастил закупки у малого и среднего бизнеса почти на треть
13:00

Потеря статуса субъекта ЕАО грозит торможением экономического развития – ученый

По словам научного сотрудника ИКАРП ДВО РАН Светланы Аносовой, у области есть "точки роста" и внутренние резервы, способные стать "локомотивами" развития
30 января 2015, 14:00
Бизнес Честно о кризисе

Лишение ЕАО статуса субъекта РФ может грозить торможением экономического развития, закрытием части социальных программ, застоем в образовании, утратой возможности использования механизмов региональной политики для привлечения финансовых ресурсов, инвестиций, считает научный сотрудник института комплексного анализа региональных проблем (ИКАРП) ДВО РАН Светлана Аносова. По ее мнению, сейчас у Еврейской автономии есть "точки роста", способные стать "локомотивами" развития, а также необходимые внутренние резервы. Реализуемые на территории области проекты, такие как строительство Кимкано-Сутарского ГОКа, трансграничного моста и разработка горно-рудных месторождений внесут кардинальные изменения в экономику области уже в ближайем будущем, сообщает корр. ИА ЕАОmedia.

Светлана Аносова, Фото с места события из других источников

Светлана Аносова, Фото с места события из других источников. Фото: Автор фото: из личного архива Светланы Аносовой

- Светлана Владиславовна, каково мнение ученых о предложении академика Евгения Примакова лишить ЕАО статуса субъекта РФ из-за того, что численность представителей титульной нации составляет менее 1%. Насколько оправдана эта идея?

- Действительно, для современной России процесс изменения административных границ для далеко не новый. Объединение регионов началось в 2005 году с образования Пермского края. В 2007-м появились объединенные Красноярский край и Камчатский край, в 2008-м – объединенная Иркутская область и Забайкальский край. Таким образом, к концу 2008 года количество субъектов РФ уменьшилось с 89-ти до 83.

Как считают ученые, специалисты - регионоведы, объединение может стать эффективным механизмом региональной политики, нацеленной на смягчение социально-экономического неравенства, если соблюдается два принципа. Первый предполагает, что так называемые "материнские" территории способны стать "локомативами" развития. Второй – если сами автономные округа не способны преодолеть экономическое отставание или политика их властей пассивна. Считаю, что в ситуации с разговорами об объединении Еврейской автономной области с каким-либо субъектом оба условия не актуальны.

Так, касаемо первого принципа, ЕАО нужно рассматривать как слабый субъект, решение проблем которого может осуществляться за счет присоединения к соседнему, более сильному региону (Амурской области или Хабаровскому краю). Однако, в этом случае новое муниципальное образование, потерявшее статус самостоятельного субъекта, станет одним из многочисленных экономически слабых муниципальных образований нового объединенного региона, потеряв значительную часть внимания федеральных властей (источник государственной региональной политики и адресной поддержки), растворяясь в "материнском" регионе. К тому же, в экономике и социальной сфере Амурской области и Хабаровского края существует немало собственных проблем, отсталые муниципальные образования, уровень развития которых значительно ниже среднеобластных показателей.   

- Проводились ли исследования, по результатам которых можно судить об эффективности укрупнения регионов?

- Немногочисленные исследования последствий слияний регионов свидетельствуют, что даже по формальным основаниям процесс тотального объединения зачастую не выглядит эффективным решением (за исключением чисто политических задач). В частности, результаты исследования процессов объединения Агинского Бурятского автономного округа (АБАО) и Читинской области в Забайкальский край показали, что население АБАО отмечает больше негативных последствий объединения, чем положительных (Анучина Н.А.,2012 г.).  Ухудшение, по их мнению, наблюдается в сокращении рабочих мест, в миграции населения, в количестве бюрократических процедур, в развитии промышленности, в понижении заработной платы. 

На вопрос о том, что если бы сейчас было объединение, 66,7 % населения АБАО высказалось бы "против".

Вечная дилемма: кого поддерживать - слабых или жизнеспособных, в условиях дефицита ресурсов решается в пользу последних. Соответственно и слабые районы, утратившие субъектность и лоббистские возможности, усиливают свою социальную, экономическую, политическую и культурную периферийность и лишаются надежды хоть когда-то выбраться из бедности.

В любом случае важно оценить последствия объединения с точки зрения наполняемости бюджета, развития промышленности, сельского хозяйства, а самое главное - динамики уровня жизни населения.

- Что, на ваш взгляд, потеряет ЕАО в случае присоединения к соседнему субъекту?

- Нужно понимать, что, став одним из районов более крупного субъекта, область потеряет поступления от региональных налогов, пополняя бюджет только за счет местных налогов, а Биробиджан потеряет субсидии как административный центр ЕАО. Например, в 2014 году Биробиджан как административный центр получил субсидии на содержание и ремонт дорог, освещение улиц и так далее на сумму 38,9 млн рублей, в 2015-м в бюджете предусмотрено 10,9 млн рублей, а став районным центром, финансирование по данной статье прекратиться. Есть основания полагать, что потеря статуса субъекта федерации грозит для ЕАО торможением экономического развития, закрытием части социальных программ, застоем в образовании, утратой возможности использования механизмов региональной политики для привлечения финансовых ресурсов, инвестиций, стимулирующих развитие области.

- Применим ли в этом случае второй принцип, о котором вы говорили?

- Что касается второго принципа, то в настоящее время областными властями проводится активная региональная политика. В области реализуются  крупные инвестиционные проекты, связанные с разработкой недр, строительством объектов черной металлургии и созданием транспортной инфраструктуры. Подходит к завершению строительство Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината, планируется приступить к строительству Дальневосточного металлургического комбината, который станет основой создания горно-металлургического кластера и первым в России предприятием с использованием инновационной технологии  металлизации, разработанной японскими компаниями. Как известно, инфраструктурной составляющей горно-металлургического кластера станет строительство грузо-пассажирского железнодорожного мостового перехода через реку Амур в районе села Нижнеленинского.

Проект включен во все ключевые стратегии и программы по развитию Дальнего Востока. Одновременно планируется реконструировать железнодорожную линию Биробиджан-Ленинское.

С вводом моста в эксплуатацию сформируется транспортно-логистический узел. Перспективными являются проекты по разработке Южно-Хинганского месторождения железомарганцевых руд, освоению Союзненского месторождения графита в Октябрьском районе.

Кроме того, в рамках масштабного государственного проекта по развитию Дальнего Востока России, в ЕАО появятся территории опережающего социально-экономического развития в Ленинском и Смидовичском районах.

Таким образом, в самой ЕАО есть "точки роста", способные стать "локомотивами" развития, есть внутренние резервы. Реализуемые проекты внесут кардинальные изменения в экономику области. Предусматривается создание нескольких тысяч новых рабочих мест с уровнем оплаты труда, превышающим среднерегиональные показатели; увеличение налогооблагаемой базы, создание новых, стабильных источники доходов для бюджетов различных уровней, сокращение, а возможно и ликвидация дотационности областного бюджета.

- Многие из опрошенных нами людей говорят, что ЕАО вместе с потерей статуса, лишится и своей культуры, традиций…

- Я с ними согласна. Кроме несостоятельности посылов к объединению регионов с экономической точки зрения, необходимо помнить об исторической и культурной уникальности Еврейской автономной области. Не могу не отметить поддержку региона со стороны федеральных органов по сохранению национальной культуры в автономии, высокий уровень международных фестивалей еврейской и славянской культур, атмосферу межнационального согласия в области.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Анна Гуршпан: В Биробиджане на еврейской крови "замешано" до 70% населения

"Уничтожать" ЕАО как субъект РФ нельзя - эксперты, общественность, политики, жители

Логика развития ЕАО не даст лишить ее статута самостоятельного субъекта – Наталья Матиенко

Категорически против лишения ЕАО статуса субъекта РФ высказались ветераны ВОВ и старожилы

Евгению Примакову стоит заниматься своими делами, а не "уничтожать" ЕАО – Валерий Гуревич

 

107018
11
35
Игра "Вордли" — угадай слово!