Эмоциональное выгорание – это состояние нормальных людей, считает доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема Фишман Борис Ентильевич. Он рассказал корреспонденту, что такое эмоциональное выгорание, как оно развивается, и кто чаще всего может быть подвергнут этому явлению, сообщает ИА ЕАОMedia.
— Сегодня много говорят об "эмоциональном выгорании". Что это за явление, и как возник интерес к нему?
— Эмоциональное выгорание, впервые было описано американским психиатромГ.Фрейденбергом еще в 1974 г. как истощение эмоциональной сферы человека, которое возникает из-за завышенных требований к собственным ресурсам и силам. Оказалось, что это состояние является следствием успеха в профессиональной деятельности тех, кто трудится в сфере человеческих взаимоотношений. При этом чем "сильнее" становится эмоциональное выгорание, тем хуже человек справляется со своими профессиональными обязанностями.
— Вы не ошиблись? Успешность приводит к эмоциональному выгоранию?
— Успешность специалиста повышает желание обращаться к нему. Пациенты стремятся попасть на прием к хорошему врачу. Родители стараются определить своих детей в класс к хорошему учителю. Возникающая при этом перегрузка истощает врача или учителя, сил и эмоций становится все меньше. Исследования показывают, что эмоциональное выгорание очень часто обнаруживается у высокопрофессиональных врачей, педагогов, социальных работников.
— Как развивается эмоциональное выгорание?
— Эмоциональное выгорание вызывается продолжительно возрастающей эмоциональной нагрузкой в процессе работы. Результатом становится состояние физического и психического истощения, вызванное длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Состояние истощения вначале влияет только на самочувствие человека. Затем оно начинает сказываться на переживаниях, а потом распространяется и на решения, позиции, установки и действия человека.
— А какой механизм формирует развитие эмоционального выгорания?
— В основе ‑ выработанный личностью механизм психологической защиты от эмоциональных перегрузок. Это проявляется в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на внешние воздействия. В результате эмоциональное выгорание становится стереотипом поведения, позволяющего человеку дозировать и экономно расходовать свой энергетический потенциал. В то же время "выгорание" отрицательно сказывается на профессиональной деятельности и на человеческих отношениях.
— Может быть, эмоциональное выгорание является заболеванием?
— Нет, такое утверждение абсолютно неверно. Эмоциональное выгорание – это состояние нормальных людей. По сути, оно является вершиной айсберга разнообразных и все возрастающих проблем, связанных с естественной защитой физического и психического здоровья человека, который попал "под давление" растущих внешних запросов и требований.
— Вы профессор кафедры педагогики. Почему Вас заинтересовало эмоциональное выгорание?
— Это явление заинтересовало не только лично меня. Уже больше четырех лет на кафедре педагогики Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема ведутся исследования эмоционального выгорания. Нашим выпускником Н.В. Гольцовой уже защищена магистерская диссертация по этой проблематике. А причина нашего интереса очень проста. Эмоциональному выгоранию оказались подвержены студенты.
— Студенты?...
— Да. Многие исследователи в разных странах с конца прошлого века фиксируют, что у 30-40% студентов старших курсов имеет место эмоциональное выгорание.
— С чем это связано?
— Деятельность студента относится к числу напряженных в эмоциональном плане видов труда. Высока интенсивность "знаниевых" нагрузок. Учебная деятельность зачастую однообразна. Нередки и стрессогенные ситуации, вызванные зачетами и экзаменами. К тому же низок уровень психологической культуры студентов, что проявляется в недостаточно развитых коммуникативных способностях и навыках саморегуляции.
— А как начинается эмоциональное выгорание у студентов?
— Пока интеллектуальные, физические, эмоциональные и другие ресурсы студента достаточны, он живет, не ощущая дискомфорт. К тому же отсутствуют какие-либо внешние проявления, свидетельствующие о том, что незаметно развиваются негативные процессы. Однако это не означает, что с человеком ничего не происходит. Просто изменения носят латентный характер, они до поры до времени скрыты. Родители, друзья-приятели и преподаватели считают, что студент адаптировался в вузе, "втянулся" в учебу.
— А на самом деле?
— На самом деле мимолетные ощущения – эти предвестники надвигающихся изменений – многочисленны и разнообразны. Каждое из них воспринимается само по себе и не вызывает тревоги.
Чуть больше ощущается усталость в конце дня – ну, кто же к вечеру не устает?
Обидело замечание сокурсника (чего раньше не бывало) – с ним нужно сократить общение…
Не успел за день сделать все, что хотел – бывает, завтра можно доделать.
Не закончил разговор с другом – можно в другой раз договорить, друг поймет…
— Такие проявления возникают практически у каждого человека. Получается, что у каждого может начаться эмоционального выгорания?
— Еще раз замечу, что речь идет о нормальных людях. Когда внутренние ресурсы у таких людей уменьшаются, а внешние обязательства остаются теми же (или даже возрастают), тогда включается механизм психологической защиты. Запускаются процессы, которые снижают чувствительность человека к внешнему "давлению". Начинается развитие эмоционального выгорания. При этом может меняться стереотип поведения. Тогда родители, друзья-приятели и преподаватели обращают внимание на то, что студент иногда "замыкается в себе".
К вечеру человек очень устает, теперь он все реже видится с друзьями и знакомыми.
Не может одинаково относиться ко всем знакомым – общается по-хорошему только с теми, кого считает хорошими.
С теми, кто неприятен, старается свернуть свои контакты или сократить их продолжительность.
Если чувствует свою усталость, то старается завершить общение, даже если понимает, что другой в нем нуждается.
— Что же может произойти дальше?
— Эмоциональное выгорание усиливается, когда ресурсы у человека существенно исчерпываются. Если для того, чтобы выполнить все задания, которые преподаватели университета задали на неделю, нужно затратить не менее 10 часов в день? Да еще ходить на занятия… И с приятелями тянет "пообщаться"… И в шутеры поиграть…
Тогда поведение человека становится существенно иным. Изменяется его отношение к себе, к своей деятельности, к другим людям…
Учеба в вузе начинает плохо влиять на человека. Она раздражает его, делает нервным, притупила эмоции.
Ко всему (почти ко всему), что происходит в университете и на факультете, утрачивается интерес, живое отношение и чувство.
Редко когда в конце дня возникают ощущения, что еще имеются силы и хорошее настроение.
Хочется сменить вуз или факультет, просто пока не представилась такая возможность.
— Из Ваших слов вытекает, что у всех должно быть эмоциональное выгорание. Почему же это наблюдается не у всех?
— Некоторые из нас способны противостоять внешнему давлению. Такие люди (чаще всего, молодые) устойчиво ощущают себя в потоке внешних запросов, заданий, требований. Их не смущает нарастающий информационный поток. Неопределенность ситуаций вызывает у них энтузиазм, желание "свернуть горы".
Другие становятся прагматиками. Они стараются соизмерять задачи, за которые берутся, со своими личностными возможностями, со своими интеллектуальными, физическими, эмоциональными и прочими ресурсами. Чтобы оставаться "на уровне", они экономно используют свои возможности.
— Значит, выгорают те, кто эмоционально неустойчив или не умеет рационально распорядиться своими потенциальными возможностями?
-Да, именно такие люди "выгорают". Их интеллект незаметно трансформируется, превращается в рассудок, ориентированный, прежде всего, на получение пользы. Обедняется и упрощается образная, эмоциональная сторона мышления. Деформируются человеческие связи, ценности, смыслы. Творческая активность заменяется потреблением. Человек все чаще принимает готовые формы знаний о мире, о себе и о других, а не вырабатывает, не открывает их для себя сам.
— То есть все дело в чувствительности человека к внешним воздействиям?
— Не только. Кроме внешних факторов, действуют еще и внутренние – причем не менее существенные. В наши дни состояние человека, его отношение к своей работе, к потребляемым вещам, к государству, к своим ближним и к самому себе все более описывается понятием "отчуждение". Как заметил В.И. Слободчиков, это состояние характеризуется "неразвитостью потребности в Другом… Современному человеку все меньше нужен со-беседник, со-бытийник, нет на это ни времени, ни желания – каждому "надо куда-то бежать, надо что-то делать".
— Можно ли сказанное Вами понимать как то, что эмоциональное выгорание имеет не только психологическую природу, но и социальную?
-Думаю, что Вы правы. Это явление комплексное, хотя, по моему мнению, сердцевиной его является сам человек. Важно, какой он, насколько зрелая его личность, широк ли и разнообразен круг его интересов.
— Что же нужно делать, чтобы не стать жертвой эмоционального выгорания? Или мы все обречены?
— Это очень важный и непростой вопрос. Попытка на него ответить кратко приведет к профанации. Если читателям будет интересно, можно через некоторое время продолжить разговор. Сейчас я только могу сказать, что ситуация абсолютно не фатальна. Мы все можем полноценно прожить свою жизнь, эмоционально не сгорая.