В Еврейской автономной области ведет свою деятельность единственная концертная организация — Биробиджанская областная филармония. На сцене филармонии проводятся тожественные мероприятия, концерты, международные, межрегиональные, региональные фестивали с выступлениями знаменитых артистов из России и зарубежных стран. Здание уникальное по своей конструкции, рассчитано на 680 посадочных мест.
В настоящее время часть помещения филармонии (ранее помещение ресторана "Театральный") площадью 1556,7 кв м находится в частной собственности, в связи с чем возникают проблемы по проведению капитального ремонта здания. Кроме того, помещения, находящиеся в частной собственности, не отапливаются и не ремонтируются, не имеется охраны.

Частная собственность в филармонии. Фото: ИА ЕАОMedia
Правительством Еврейской автономной области в 2013 году была разработана проектно-сметная документация на реконструкцию здания филармонии со сметной стоимостью 543 978,48 тыс. рублей, имеется положительное заключение государственной экспертизы, но она утратила актуальность в связи со сроком давности.
В 2020 году комитетом по управлению государственным имуществом направлено исковое заявление о взыскании убытков, необходимых для устранения ущерба, понесенных в результате ненадлежащего содержания собственником нежилого помещения. Судебное заседание не состоялось по причине распространения коронавирусной инфекции.
Как рассказал в интервью ИА ЕАОMedia директор филармонии Валерий Газета, началась вся эта история еще в начале 2000 годов, когда власти не особо заботились о сохранении областной собственности, и именно тогда часть здания учреждения культуры была отдана в частные руки. На сегодняшний день владелец даже не находится на территории России, живет за границей.
— Естественно, это помещение зимой не отапливается, там жуткий холод, стена, которая отгораживает нас от помещения – ледяная, ветер гуляет сильный, поэтому и у нас в филармонии тоже холодно, несмотря на то, что мы отапливаем здание. Чтобы поддерживать более менее комфортную температуру, мне приходится увеличивать подачу тепла в фойе, а это расходы.
В этом году мы платили за тепло около 1,3 млн рублей в месяц!
Летом там очень большая влажность, подвал отсыревает, вся влага поднимается наверх, стены покрываются плесенью.

Частная собственность в филармонии. Фото: ИА ЕАОMedia
Уже года три эта часть здания находится в разрушенном состоянии, иногда туда проникают непонятные личности: то кабель вырежут, то еще что-нибудь. А если они подожгут что-то или взрывное устройство подложат, мы же даже не узнаем! Электрический узел там мощный стоит, а завтра, не дай бог, закоротит и загорится что-нибудь. О какой безопасности можно говорить?
Фасад здания, я думаю, видели все горожане: все изрисовано, плитка упала, потолки на грани обрушения, огромный участок прилегающей территории – заброшен.

Частная собственность в филармонии. Фото: ИА ЕАОMedia
Очень часто мне звонят с вопросами: "Почему вы не принимаете никаких мер?". А я не имею права принимать какие-то действия, я даже заходить туда не могу, это частная собственность: ни траву скосить, не убрать мусор.

Частная собственность в филармонии. Фото: ИА ЕАОMedia
А самое главное – тратить государственные деньги на частную собственность я просто не имею права!
Сам ресторан полностью разрушен, крыша протекает, то есть работы очень много, которая должна вестись, когда у помещения есть хозяин. А это, естественно, влияет и на саму филармонию, поэтому необходимо вернуть эту часть филармонии. Мы планируем отдать ее музею современного искусства, это большие площади, и они смогут работать так, как и должен работать музей современного искусства: устраивать масштабные выставки, в том числе и зарубежные. Если музей перейдет из ДК в филармонию, то у меня освобождаются большие танцевальные залы, репетиционные комнаты, в которых смогут заниматься коллективы.
Соответственно будет легче обслуживать и контролировать здание. В свое время мы оплатили подготовку проектно-сметной документации на реконструкцию филармонии, но федеральные деньги не выделили только потому, что этого сделать нельзя, так как часть здания принадлежит частнику.
Мы своими силами такое огромное здание никогда не сможем содержать, это огромные деньги, мы не сможем это сделать без помощи государства, поэтому надеемся, что на нас обратят внимание, эта проблема решится.