19 октября 2015. Сотрудниками управляющих компаний в Биробиджане по всем должникам ведутся работы по подаче исковых заявлений в суд. В этом году к началу сентября было подано 1207 исков. Тем не менее сумма долга населения городского округа за коммунальные услуги постоянно увеличивается. Какие меры принимаются управляющими компаниями в отношении должников нанимателей и собственников, чтобы выбраться из долговой ямы. На эти и другие вопросы постарался ответить в ходе онлайн-конференции первый заместитель главы мэрии Биробиджана Сергей Солтус.
Сергей Солтус. Фото: ИА ЕАОMedia
– Применяется ли в Биробиджане практика отключения должников от водо-, газо- и электроснабжения? Почему эту меру так редко применяют?
– Практика прекращения (ограничения) должников от предоставления коммунальных услуг в городе Биробиджане применяется. Но для лишения должника услуг водоснабжения и газоснабжения требуется обеспечение доступа в жилое помещение. В целях осуществления претензионной работы с гражданами, имеющими долги за жилищно-коммунальные услуги, для обеспечения доступа в жилые помещения управляющими компаниями привлекаются сотрудники полиции.
– Подают ли управляющие компании в суд на злостных неплательщиков?
– Сотрудниками ООО УК "Рембытстройсервис" по всем должникам ведутся работы по подаче исковых заявлений в суд. Так, на период с начала года до 1 сентября уже подано 1207 исков.
– Какая часть неплательщиков не имеет постоянных доходов, а какая имеет? Такой анализ кем-нибудь ведется?
–В большинстве управляющих организаций информация о наличии постоянного заработка у лиц, имеющих задолженность за коммунальные услуги, имеется. Методы работы по взысканию задолженности в отношении данных категорий граждан не отличаются. Единственное отличие заключается в том, что в ряде случаев факт обращения в судебные органы для взыскания задолженности толкает работающих задолжников добровольно погасить долги. Кроме того, взыскать долги по исполнительным документам в отношении работающих граждан намного реальнее.
– Какие меры принимаются в отношении должников-нанимателей муниципального жилья?
В соответствии с частью 4 статьи 83 ЖК РФ расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае:
1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги более шести месяцев;
2) разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;
3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;
4) использования жилого помещения не по назначению.
Статьей 84 ЖК РФ определено, что выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, производится в судебном порядке:
1) с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма;
2) с предоставлением других жилых помещений по договорам социального найма;
3) без предоставления других жилых помещений.
При рассмотрении иска наймодателя о расторжении договора социального найма жилого помещения и выселении нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма в связи с невнесением ими платы за жилое помещение и коммунальные услуги в течение более шести месяцев без уважительных причин (пункт 1 части 4 статьи 83, статья 90 ЖК РФ) суд устанавливает, по каким причинам и в течение какого периода времени нанимателем и членами его семьи (дееспособными или ограниченными судом в дееспособности) не исполнялась обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
К уважительным причинам невнесения нанимателем и членами его семьи платы за жилое помещение и коммунальные услуги судом могут быть, например, отнесены: длительные задержки выплаты заработной платы, пенсии; тяжелое материальное положение нанимателя и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь нанимателя и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.
Заявленный иск не может быть удовлетворен, если суд придет к выводу об уважительности причин невнесения платы нанимателем и членами его семьи за жилое помещение и коммунальные услуги более чем шесть месяцев подряд.
При этом расторжение договора социального найма и выселение нанимателя и членов его семьи по основанию, предусмотренному статьей 90 ЖК РФ, допускается только с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма. Предоставляемое другое жилое помещение должно быть изолированным, пригодным для постоянного проживания (часть 2 статьи 15 ЖК РФ), быть по размеру не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека (статьи 90 и 105 ЖК РФ), располагаться в том же населенном пункте и относиться к жилищному фонду социального использования. Однако мэрия города муниципального образования "Город Биробиджан" ЕАО маневренным фондом и свободными жилыми помещениями не располагает.
Из анализа судебной практики следует: после того, как ответчики по рекомендации суда полностью или частично гасили задолженность, как правило, суды прекращают производства по делам. Это связано с отказом истцов от исковых требований. По некоторым делам стороны заключали мировые соглашения, согласно условиям которых ответчики обязались выплатить суммы задолженностей в оговоренные сроки.
В период 2012 – 2015 годов мэрия города с исками о выселении в связи с невнесением нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев не обращалась.
– А как вы боретесь с неплательщиками-собственниками? Могут ли собственника лишить жилья?
– К собственникам жилых помещений управляющими компаниями применяются те же меры по взысканию задолженности за коммунальные услуги, что и к нанимателям жилых помещений. В отличие от выселения нанимателей, ЖК РФ не содержит правовых норм, регламентирующих возможность выселения собственников жилья в случае длительного невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Единственная возможность лишить собственника его жилья предусмотрена статьей 293 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно данной статье, если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения – также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.
Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению, либо без уважительных причин не производит необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.
– Отличается ли размер оплаты коммунальных услуг у собственников жилых домов и нанимателей?
– Плата за жилое помещение для собственников отличается от платы для нанимателей. В структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме входит:
1) плата за содержание и ремонт жилого помещения (плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме);
2) плата за коммунальные услуги.
Отношения по предоставлению услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Эти Правила утверждены Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Согласно пункту 31 раздела IV "Права и обязанности исполнителя" Правил исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК плата за коммунальные услуги, включая отопление и горячее водоснабжение, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг. При отсутствии соответствующих приборов объем потребляемых коммунальных услуг определяется согласно нормативам, утвержденным органами государственной власти субъектов РФ.
Согласно части 2 статьи 157 ЖК размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом.
В целях урегулирования вопросов по начислению и оплате за жилищно-коммунальные услуги рекомендую обращаться:
1) в управляющую компанию (к исполнителю);
2) в управление ЖКХ и энергетики правительства ЕАО – по установлению нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета потребления коммунальных ресурсов);
3) в комитет тарифов и цен правительства ЕАО – по тарифам на коммунальные услуги.
Адрес управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО и комитета тарифов и цен правительства ЕАО: 679000, г. Биробиджан, ул. Трансформаторная, 3а.
– За что именно платят собственники жилых помещений? Почему коммунальные услуги обходятся так дорого?
–В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" плата за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей и собственников жилых помещений включают в себя:
1. Санитарную уборку придомовых территорий, уборку мест общего пользования жилых домов (подъездов).
2. Закрытие чердачных и подвальных помещений на замки.
3. Дератизация мест общего пользования.
4. Техническое обслуживание общих коммуникаций и технических устройств в МКД.
5. Доставка квитанций.
6. Аварийное обслуживание.
7. Услуги по управлению многоквартирным домом.
8. Ежегодная промывка и опрессовка.
9. Сбор, вывоз и утилизация ТБО.
10. Покос травы.
11. Расходы на текущий ремонт (ремонт дверей, окон, козырьков, устранение течи кровли и т.д.).
12. Прочие работы.
В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества управляющая компания обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений.
Основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения является соответствующий акт, который составляется управляющей компанией. Проверка проводиться после согласования с собственником даты и времени ее проведения. По окончании проверки составляется акт, один экземпляр которого должен быть предоставлен собственнику.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Первый заммэра Биробиджана: Жалобы на УК - действенный способ заставить их работать
Нелегальных арендодателей муниципальных квартир попытаются лишить жилья в Биробиджане