27 февраля 2017. Включение в счета по водоотведению МУП "Водоканал" осадков от дождей и таяния снега не противоречит федеральному законодательству, заверяет руководство биробиджанского коммунального предприятия. По словам его замдиректора Ивана Белова, яркий пример подобной практики – Санкт-Петербург, где между горводоканалом и местными организациями заключена масса таких договоров. "У нас же хозяйственный вопрос почему-то политизировали", — заявил Белов в беседе с корреспондентом газеты "Биробиджанская звезда" Николаем Немаевым, комментируя разразившийся скандал, сообщает ИА ЕАОMedia.
"Коммунальный скандал
"Московский комсомолец" о попытке повысить плату за услуги МУП "Водоканал" Биробиджана
Читаю: "В областном центре с организаций решили брать плату за дождь и тающий снег. Таким способом предполагалось вывести из кризиса местный "Водоканал". Далее еженедельник сообщил, что на первом в этом году заседании городской Думы рассматривали вопрос "о включении в счета по водоотведению МУП "Водоканал" осадков от дождей и таяния снега". Депутат городской Думы директор Центра социально-психологической помощи семьи и молодежи Наталья Шаталова спросила заместителя директора "Водоканала" Ивана Белова, приглашенного на заседание городской Думы: "Хотелось бы получить разъяснение, на каком основании на 500 процентов (в пять раз) увеличена стоимость услуг по водоотведению МУП "Водоканал". В январе нас поставили просто перед фактом, когда уже сверстан бюджет и все статьи распределены. Ранее мы платили 16 тысяч за услуги "Водоканала", сейчас нас обязывают платить 82,5 тысячи рублей в год. Где на это найти деньги? Почему мы ранее не были проинформированы о повышении? На каком основании такая разница?"
В беседе с корреспондентом газеты "Биробиджанская звезда" Иван Белов подтвердил сказанное им на заседании городской Думы. "Я попытался ответить депутатам о законности брать в расчет платы поверхностные сточные воды. Вопрос регулируется 416-м Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении". Я могу показать вам кучу питерских договоров, уже заключенных контрактов и проведенных через официальный портал госзакупок. Система водоотведения так устроена, и не только у нас, что она не исключает возможность попадания в нее поверхностных сточных вод. По нашему мнению, предприятие МУП "Водоканал" ежегодно перекачивает (в разные годы по-разному) более трех миллионов кубических метров поверхностных сточных вод. В 2016 году их было намного больше – 4300 тысяч кубометров. И мы поставили вопрос в комитете тарифов и цен правительства области: как быть с поверхностными водами? Предприятие ведет очистку сточных вод, несет затраты на их перекачивание, а также затраты (платежи) в соответствии со степенью негативного воздействия на окружающую среду – сброс стоков в реку Биру. Чем больше в стоках концентрация вредных веществ, тем существеннее платежи".
По словам Ивана Белова, комитет тарифов и цен правительства области ежегодно устанавливает тарифы предприятию на водоснабжение и водоотведение. МУП "Водоканал" предоставляет комитету все необходимые документы — свои расчеты — и защищает их. На предложение предприятия включить в расчеты весь объем сточных вод, в том числе поверхностные стоки, комитет ответил отказом. Аргументы таковы: мол, стоки, которые вы принимаете от населения, в расчет тарифа включаем. А поверхностные стоки в расчет не берем – мол, ищите, кто и откуда, с каких площадей вам их сбрасывает.
Нам предложили заключить договор с мэрией Биробиджана. Пусть, мол, она возьмет на себя эти расходы. Закон же говорит нам о том, что при заключении договора о водоотведении либо заключении единого договора о водоснабжении и водоотведении применяется коммерческий учет воды, которую абонент потребляет и абонент сбрасывает. В случае отсутствия приборов учета на границе ответственности объем отведенных сточных вод приравнивается к показателям прибора учета холодной и горячей воды, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод, рассчитанный в соответствии с 25-м пунктом настоящего постановления — 776-го. Когда открываем 25-й пункт, то видим, что учет поверхностных сточных вод разрабатывается Минстроем и ЖКХ. Открываем методику расчетов и видим, что учитывается площадь территорий, газонов, кровли, асфальта, брусчатки и так далее. В зависимости от типа покрытия используется определенный коэффициент. В итоге все суммируется по формулам, которые приведены в методике, и определяется среднегодовой объем сброса поверхностных сточных вод. Они включат в себя различные талые воды, дренажные, фильтрационные. Рассчитанный годовой объем поверхностных сточных вод распределяется равномерно на 12 месяцев, — пояснил Иван Белов.
— При заключении договоров с абонентами на 2017 год мы начали применять этот расчет. В договор включили приложение, где показали, как проводили расчет, согласно каким данным, которые абоненты сами же нам и предоставляли в своих заявках на заключение договоров. Есть понятие: "организованные" поверхностные сточные воды и "неорганизованные". В нашем случае – это неорганизованные поверхностные сточные воды. Так или иначе, поверхностные сточные воды попадают в канализационную сеть. При этом мы, направив абоненту (юридическому лицу) договор, считали, что полностью соблюдали действующее законодательство. Каких-то новшеств с нашей стороны не было.
Для чего потребовалась эта мера? Не секрет, что финансовое положение предприятия тяжелое — введено внешнее управление. Субсидий, компенсаций за дополнительные расходы нет. Если бы они были, то, возможно, ситуация была бы совершенно иной. Наш главный кредитор – налоговая служба. Так или иначе, надо искать резервы, принимать меры для улучшения финансового состояния предприятия. Внешнее управление как раз и предполагает, что мы всеми законными способами (никто не пытается злоупотреблять правом) выйдем из кризиса, предприятие будет работать с прибылью.
Прокуратура и ФАС запросили от нас соответствующие документы. Нами были даны разъяснения закона, примеры существования практики его применения в городе Санкт-Петербурге, в частности, мы предоставили договор, заключенный между горводоканалом Санкт-Петербурга и прокуратурой Санкт-Петербурга. Договор взяли из официального источника госзакупок.
И вопросов ни у кого не было, хотя там договор заключали еще в 2015 году.
У нас же хозяйственный вопрос почему-то политизировали, хотя если абонент не согласен с договором, то в таком случае составляют протокол разногласий. Если стороны не приходят к согласию, компромиссу, то существует же самый обыкновенный арбитражный суд. Но заметим: ни одно юридическое лицо, получив договор, не воспользовалось своим законным правом — не предоставило протокол разногласий и не обратилось в суд. Этот факт о чем-то говорит? Я полагаю, что наши абоненты понимают, что прав "Водоканал", потому не спешат обращаться в суд, хотя мы тем, кто к нам приходил, неоднократно говорили: обращайтесь в суд. Если нам прокуратура вынесет предостережение, то мы поступим цивилизованно: при отрицательном решении оспорим его все-таки в суде. Будем доказывать свою правоту всеми законными способами. Почему мы должны ущемлять себя в своих правах: получить на законных основаниях те денежные средства, которые помогут коллективу "Водоканала" поправить свое финансовое положение. Мы же несем затраты, и они напрямую увеличивают убытки предприятия. Есть два способа покрытия убытков. Первый — их компенсация из городского или областного бюджета. Если в бюджете на эти цели денег нет, то тогда второй способ – предприятие должно самостоятельно найти решение, чтобы покрыть убытки, — сказал мой собеседник.
— Иван Олегович, слышал мнение, что предприятие поднимает из-под русла Биры одно количество воды, а реализует совсем другое. Трубы, мол, дырявые. Возможно, не только водопроводные, но и канализационные трубы в плохом состоянии? Потому приходится перекачивать дополнительно миллионы кубометров сточных вод?
— Мы же рассчитываем объем сточных вод согласно методике, а не по факту. Мы говорим, что в 2016 году у нас было где-то 4,3 миллиона кубических метров стоков. Это же не означает, что все они от каких-то организаций и населения. Нет. И мы, чтобы не платить лишние налоги, должны принять меры по прокладке новых труб. Комитет тарифов и цен не учитывает излишние кубометры. И это правильно. Вопрос в другом: тариф на ту же воду и водоотведение у нас низкий. К примеру, в Хабаровске он выше где-то на треть. А логистика и затраты, в принципе, одинаковые.
— Вы, конечно, знаете, что история с горводоканалом получила широкий общественный резонанс, дошла до губернатора, хотя он был в отпуске.
— Да, я читал комментарий на сайте правительства области, в котором через вице-губернатора Куренкова была доведена позиция губернатора о том, что все договоры о введении для учреждений Биробиджана платежей за поверхностные сточные воды необходимо немедленно отозвать.
Напомню нашим читателям, что согласно сообщению пресс-службы губернатора и правительства ЕАО, совещание по поводу введения МУП "Водоканал" новых коммунальных платежей для учреждений областного центра провел вице-губернатор области Алексей Куренков. Он, в частности, сказал:
— То, что сделано, недопустимо, все договоры, которые направлены учреждениям, необходимо немедленно отозвать. Прямое поручение мэру города Биробиджана Евгению Коростелеву – в течение двух недель предоставить комплексный план оздоровления финансовой ситуации "Водоканала". Вопрос этот поставлен на контроль Александра Левинталя, он крайне важен для города и области", — говорится в статье.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Отменить платежи за снег и дождь в Биробиджане потребовало правительство ЕАО
В истории с "Водоканалом" Биробиджана должна разобраться прокуратура – сенатор Гольдштейн
Уволить директора "Водоканала" Биробиджана за тариф на осадки призвал Союз потребителей РФ