Кредитную кабалу граждан можно предупредить, усиливая, в том числе, ответственность банков за выдачу невозвратных кредитов, считает представитель ЕАО в Совете Федерации Ростислав Гольдштейн. По его мнению, процедура займа должна предваряться обязательным информированным согласием, когда заемщика знакомят с возможными рисками реализации кредитного договора и с последствиями невозврата кредитных средств, сообщает ИА ЕАОMedia со ссылкой на пресс-службу сенатора.
На последнем заседании Совета Федерации с резкой критикой случаев участившегося беспредела со стороны коллекторов выступила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.Тема коллекторских агентств обострилась особенно остро после того, как стало известно о случае в Ульяновске. Там коллектор поджег дом, в результате чего пострадал не только должник-пенсионер, но и двухлетний мальчик. Таким образом, сотрудник компании по возврату долгов намеревался взыскать с пожилого человека задолженность в 4 тысячи рублей.
Ростислав Гольдштейн. Фото: Из архива ИА ЕАОMedia
Член комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Ростислав Гольдштейн считает, что решать проблему с коллекторами необходимо в кратчайшие сроки, поскольку растет число граждан, которые могут пострадать от действий коллекторов:
Судя по всему, сумма просроченной задолженности не просто растет, но проявляет тенденцию к лавинообразному росту. В последние месяцы у многих банков в январе 2016 года наблюдается повышенный спрос граждан на потребительские кредиты. Так, в ряде случаев январские выдачи, традиционно самые низкие в году, сравнялись с выдачами обычного в этом отношении месяца — ноября 2015 года. А это говорит о том, что граждане не просто повторяют прошлогодние ошибки (когда они пытались срочно потратить все деньги и скупали электронную технику и т.п. в оптовых масштабах), но и усугубляют их, покупая товары теперь уже на кредитные средства. В условиях девальвации рубля и усугубляющегося экономического спада это может быть рискованным как для заемщиков, так и для банков. Тут и выходят на свое черное дело коллекторы, когда долги граждан по так называемым сложным кредитам передаются коллекторским агентствам, не гнушающимся никакими средствами при выколачивании долгов.
"Кредитные организации, в первую очередь микрофинансовые, в погоне за прибылью стимулируют спрос на кредиты. Их совокупный объем уже может угрожать стабильности финансовой системы страны", – считает Ростислав Гольдштейн.
"На фоне низкой финансовой грамотности населения это приводит к тому, что граждане сами загоняют себя в фактическую кабалу, увеличивая и без того большую социальную нагрузку. Опыт нынешнего экономического спада показывает, что стимулирование потребления не гарантирует автоматического роста экономики и не может рассматриваться в качестве ее драйвера", – утверждает парламентарий.
"В этой ситуации необходимо повысить открытость органов государственной власти в части разъяснительной работы среди населения о возможных рисках при получении кредитов у коммерческих структур, – уверен Ростислав Гольдштейн. – Главных задач при этом две. Во-первых, необходимо существенно повысить уровень и обеспечить понимание ответственности заемщиков за собственные решения о кредитовании и их возможные последствия. Во-вторых, банкиры должны нести ответственность за выдачу заведомо невозвратных кредитов, они должны более тщательно подходить к проверке потенциального заемщика".
По мнению сенатора одним из решений может стать так называемое информированное согласие, когда гражданин – под подпись – должен быть ознакомлен с возможными рисками реализации кредитного договора и с последствиями невозврата кредитных средств.
"Сейчас кредитные организации обязаны предоставлять заемщику исчерпывающие сведения о реальном объеме предстоящих ему выплат и т.д. Но речь должна идти именно о рисках – тех, которые кредитная организация предвидит и не может гарантированно предотвратить, – сказал Ростислав Гольдштейн. – Кстати, такая практика давно утвердилась в медицине. Например, перед операцией больной в обязательном порядке подписывает документ, в котором обозначены не только этапы операции и необходимые меры по подготовке к ней, но и объективно существующие риски и угрозы, и тем самым берет на себя свою долю ответственности. Но и врач в этом случае отвечает за некачественное предоперационное обследование клиента или за негативные последствия неудачной операции, наступившие по вине врача и за пределами рисков, о которых был предупрежден пациент".
ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
Через суд удалось избавиться от кабального кредита биробиджанке в трудной ситуации