Срок сдачи трансграничного моста через Амур на территории ЕАО на декабрь 2016 года, установленный проектом, очевидно, будет скорректирован на более позднюю дату. Межведомственные согласования и поиск подрядной организации неоправданно затянули начало работ по строительству российского сегмента мостового железнодорожного перехода в соседний Китай, сообщает корр. ИА ЕАОMedia.
Проект моста. Фото: Из архива ИА ЕАОMedia
Напомним, договоренность о реализации проекта первого мостового перехода в Китай была зафиксирована на межправительственном уровне в 2008 году.
В октябре 2013 года Минтранс России рапортовал, что рабочая группа Минтранса Российской Федерации и корпорации "Китайские железные дороги" (Chinese Railways, CR) синхронизировала сроки строительства железнодорожного моста через Амур, который соединит с. Нижнеленинское (Еврейская автономная область) и Тунцзян (КНР), сообщалось на сайте проектировщиков России.
"Рабочая группа подтвердила готовность синхронного начала строительства мостового перехода и сопутствующей инфраструктуры в феврале 2014 года и синхронного завершения строительства в декабре 2016 года", - говорилось в пресс-релизе российского министерства транспорта.
Кроме того, Минтранс и CR определили ответственных за реализацию проекта от каждой из сторон и разделили границы ответственности сторон при строительстве, эксплуатации и содержании пограничного пролетного строения основного моста, расположенного по линии российско-китайской государственной границы.
Китайская сторона связывает с реализацией проекты большие надежды. Фото: www.eao.ru
Тогда же, в 2013 году, гендиректор ООО "Петропавловск - Черная Металлургия" (проектировщик моста) Юрий Макаров заявил, что строительство мостового перехода через Амур начнется в третьем квартале 2013 года.
К этому времени проект прошел все необходимые экспертизы.
Изначально строительство моста планировалось вести на условиях государственно-частного партнерства совместно с КНР. По данным Минрегиона, частные инвестиции в переход оценивались в 6 млрд рублей (разделены поровну между ООО "Рубикон" и китайскими партнерами), еще 1,73 млрд рублей выделял федеральный бюджет - на строительство пункта пропуска (объект включен в ФЦП "Госграница Российской Федерации на 2012-2017 годы").
Во время визита президента России Владимира Путина в Китай в 2014 году уже зашла речь о том, что российская сторона не соблюдает сроки строительства моста. И тогда региональные власти заявили, что прилагают все усилия, чтобы работы начались в августе.
Закладка памятного знака на месте строительства моста . Фото: www.eao.ru
В процессе реализации проекта произошла смена российского партнера – им стал Российский фонд прямых инвестиций, а цена проекта возросла до 10-ти млрд рублей.
Китайскую часть проекта реализует "Железнодорожная компания Тунцзян" (входит в корпорацию China Railways), российскую - ООО "Рубикон", которое в ноябре 2014 года структуры РФПИ и China Investment Corporation выкупили у IRC ("дочка" золотодобывающего альянса Petropavlovsk) за 174 млн рублей.
В ноябре 2014 года разница в подходах сторон к реализации проекта стала очевидной. На фоне полного затишья на российской стороне, китайские партнеры залили бетоном основные опоры и уложили первую ферму моста.
Строительство моста через Амур. Фото: www.eao.ru
В ноябре 2014 года на очередном расширенном совещании в правительстве области было заявлено, что начало работ на российском сегменте моста начнется в феврале 2015 года.
"Последний этап по приобретению компании ООО "Рубикон" должен завершиться в ноябре, затем фонд определится с генеральным подрядчиком работ, другими подрядными организациями и в феврале следующего года намечено начать строительство российской части мостового перехода", - заявилвице-президента ООО "Управляющая компания Российский фонд прямых инвестиций" Георгий Чичерин.
А представитель Минтранса Александр Славуцкий заверил, что нарушать договоренности, достигнутые ранее о сроках строительства, никто не позволит.
Те не менее, в марте 2015 года уже назначенный врио губернатора Александр Левинталь обозначил темпы строительства моста на российской стороне как нулевые. Выяснилось, что на момент проведения совещания (прошло более года от официальной даты начала строительства) нет ясности по вопросам определения генерального подрядчика и финансирования проекта, никто не занимается подготовкой рабочей документации, не сформирована структура компании-заказчика.
Ситуации потребовала вмешательства руководства страны.
В апреле 2015 года врио губернатора ЕАО заявил, что административных барьеров для строительства моста через Амур нет. В том же месяце премьер-министр правительства России Дмитрий Медведев потребовал от Минтранса до 5 мая принять меры для начала строительства российской части железнодорожного мостового перехода через реку Амур в ЕАО.
По итогам личной встречи президента России Владимира Путина и Председателя КНР Си Цзиньпина в мае 2015 года была достигнута договоренность об ускорении возведения моста в ЕАО.
Только в августе 2015 года Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона получил возможность профинансировать часть расходов по строительству российского сегмента трансграничного моста в объеме 2,5 млрд рублей, что составляет четверть от общей стоимости проекта.
Вице-премьер правительства России - полпред президента в ДФО Юрий Трутнев в ходе Восточного экономического форума в сентябре 2015 года заявил, что мост в Китай через Амур в ЕАО будет построен в течение 1,5 лет. Тогда же стало известно, что работы по строительству российской части будет вести китайская компания.
Китайские строители установили все стальные балки своей части трансграничного железнодорожного мостового перехода через Амур между г.Тунцзян (КНР) и с.Нижнеленинское (Еврейская автономная область).
Установка стальных балок моста завершена в конце октября. На это ушло 10 месяцев. По плану, все строительные работы главной части моста будут завершены в текущем году.
Далее пойдет строительство сопутствующих сооружений, разборка временных конструкций, подготовка к укладке путей, которая намечена на 2016 год. Также в перечень основных работ входят строительство подхода к главному мосту, примыкающего моста Саньцунь, дорожного полотна и станционной площадки.
Стоимость китайской части проекта 2,7 млрд юаней.
Китайская сторона завершает строительство своей части моста. Фото: www.eao.ru
Строительство российской части моста планируется начать до конца 2015 года. Таким образом, по самым оптимистичным прогнозам дата сдачи моста в эксплуатацию переносится на начало 2017 года.
Ряд экспертов уже высказали сомнения и в этом сроке, и называют более отдаленную дату – июнь 2017 года.
Напомним, протяженность мостового перехода - 2,2 км, из них российская часть – 300 метров. Пропускная способность моста составит от 5,2 млн тонн (I этап проекта) до 20-ти млн тонн (на II этапе) грузов в год. По расчетам китайской стороны, мост сократит расстояние перевозок через провинцию Хэйлунцзян до Хабаровска и Москвы на 500 км, уменьшит время перевозки на семь часов. Расходы на перевозку тонны груза с вводом объекта уменьшатся на 6 долларов США (около 37,5 юаня), что приведет к ежегодной экономии в 300 млн юаней (2,4 млрд рублей).
У китайской и российской сторон есть договоренность по созданию специальных экономических зон на прилегающих к мосту территориях площадью соответственно 31,5 кв. км и 6 кв. км. Две стороны совместно построят зону транзитного экономического сотрудничества.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Строительство российской части моста через Амур в ЕАО доверят китайскому подрядчику
Юрий Трутнев отвел 1,5 года на завершение строительства моста через Амур в ЕАО
Мост через Амур станет основой ТОСЭР в ЕАО – Александр Левинталь
Руководство РФ и КНР договорилось об ускорении возведения моста между ЕАО и Тунцзяном
Около 8 млрд рублей уже инвестировал Китай в международный мост через Амур в ЕАО