Интерес общественности к распространению и развитию еврейской культуры в ЕАО обеспечивает сохранение статуса региона как национальной автономии, считают представители общественных организаций и ученые области. Культура и традиции еврейского народа стали, по их мнению, неотъемлемой частью общественной жизни региона, передает корр. ИА ЕАОMedia.
Справка: Татьяна Файн — региональный координатор научно-просветительского центра "Холокост", председатель совета общественной организации "Педагогическая ассоциация Еврейской автономной области.
Уникальность культуры Еврейской автономии обеспечивается сбалансированной национальной политикой, считает политолог Наталья Матиенко.
политолог
Автор фото: Из архива ИА ЕАОMedia
Еврейская автономия сильна своей уникальностью. Здесь до сих пор сохраняется культура идиш, и при этом развивается еврейская культура новой формации.
Свидетельств сохранения "титульной" культуры много. Действительно работающая община, фестивали еврейской культуры и искусства, бытование домашней еврейской культуры. И сила местной, уникальной культуры как раз в том, что она не ассимилировалась, а стала знаковым элементом в культуре области.
Никого не удивляет "еврейский" репертуар ведущих творческих коллективов области, богатейший архив документов и литературы на идиш, тот факт, что Биро-Биджанский проект до сих пор привлекает ученых и исследователей.
Стоит признать, что большинство проектов по развитию еврейской культуры – это инициатива подвижников, энтузиастов. Есть интерес не к препарированию самого понятия "еврейская культура в ЕАО", а к ее развитию.
Другой вопрос, что необходима и поддержка со стороны региональной власти. Деклараций о госполитике было уже достаточно, требуются и практические шаги.
На вопрос "Жива ли еврейская культура в ЕАО?" завлабораторией еврейской культуры и еврейского миграционного движения Валерий Гуревич ответил коротко: "Не дождетесь!".
председатель общественной организации по сохранению исторического и культурного наследия ЕАО
Автор фото: http://икарп.рф
Если говорить о состоятельности ЕАО как субъекта, и опираться только на цифры переписи – это далеко неправильно. Это все мы хорошо понимаем. Но то, что титульная нация в составе населения региона есть, это никем не оспаривается.
Более того, еврейская культура здесь укоренилась. И сегодня она не только сохранилась, но остается интересной новым жителям области. Конечно, носителей культуры и традиций становится меньше, тем больше надо работать, чтобы сохранить наработанное и развивать его. И здесь одного лишь желания властей мало, нужна заинтересованность самих людей. И это в области присутствует.
Условия для развития культуры есть. Есть уважение к культурам всех народов области, есть память о тех, кто строил эту область.
Напомним, известный биробиджанский публицист и член Союза журналистов России, старейшина журналистского цеха Биробиджана Валерий Фоменко в новом выпуске рубрики "Я так думаю" на портале информационного агентства выступил с полемическим утверждением, что "как все искусственно созданное ЕАО обречена на естественное исчезновение как отдельный субъект РФ". Доказательством этому служит, по его мнению, почти полное исчезновение еврейского языка, письменности и национального еврейского колорита в Биробиджане.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
ЕАО обречена на исчезновение как отдельный субъект РФ – публицист Валерий Фоменко
Павел Ворожбит: ЕАО должна сохранить за собой статус субъекта
"Титульный" имидж ЕАО рискует превратиться в ностальгическое эхо – Павел Толстогузов
завотделом педагогического менеджмента института повышения квалификации педагогических работников ЕАО, к.п.н, доцент
Автор фото: Олег Черномаз, газета Биробиджанер Штерн
Маркера, который бы показал, достаточно или нет еврейской культуры в жизни области, не существует ни в теории, ни в практике. Главный показатель комфортности, в том числе национально-культурологической, устанавливают для себя сами жители региона.
Можно много рассуждать, чего у нас много, чего у нас мало, но эти оценки будут предельно субъективны.
Проблемы в развитии территорий есть везде. Но начиная с 90-х годов в культурной и общественной жизни области четко наметился прогресс в развитии еврейской культуры, образования, еврейской национальной идентичности. Прошло четверть века, и можно по-разному оценивать сделанное. Многие помнят время, когда не существовало ни детско-юношеского центра еврейской культуры, ни еврейской общины "Фрейд", ни программ, по которым дети изучают Традицию, идиш, еврейскую сказку в детских садах и школе. Многое ведь было потеряно. В 1949 году сожгли учебники и закрыли последнюю еврейскую школу.
И за всем этим стояли люди и политика. Но в области удалось сохранить еврейскую культуру, в том числе и на бытовом уровне. И это позволило, как только сложились условия, развивать еврейскую культуру в регионе.
На мой взгляд, ЕАО – это, в первую очередь, психологический гарант не только российского, но и мирового еврейства. Говорю об этом потому, что исторически ЕАО была создана раньше, чем государство Израиль. ЕАО сохранила многих людей от Холокоста. Историческую миссию спасения евреев от Холокоста никто никогда не забудет.
Говорить на этом фоне об искусственности образования ЕАО как отдельного субъекта, наверное, не приходится. Любое государственное образование таковым является по определению. Но содержание духовной жизни определяют люди. Именно они являются главным ресурсом, основой потенциала развития еврейской культуры в регионе.
Очевидно, чувствует это и новое руководство области. Еврейский колорит придает дополнительную инвестиционную привлекательность региону.
Если мы хотим, чтобы область развивалась – ломир алэ инейнем!