В конце мая этого года впервые в истории ЕАО Федеральная служба интеллектуальной собственности зарегистрировала региональный (географический) бренд, имеющий отношение к нашей области. На удивление многих, им стала не какая-нибудь уникальная продукция промышленного предприятия, наподобие, например, брусита, а гастрономическое блюдо, приготовить которое в ЕАО вам могут при наличии небольших талантов не только в элитном заведении, но и на домашней кухне. Речь идет, конечно же, о шницеле по-биробиджански — блюде, которое еще в 30-х годах прошлого века придумал наш легендарный повар Яков Блехман, и которое, по сути, все это время являлось одним из неофициальных символов региона. О том, для чего нужно было официально регистрировать географический бренд, что он дает своим владельцам и нашей области, как дальше сложится судьба популярнейшего в ЕАО блюда, в интервью ИА ЕAOMediа рассказала Олеся Железнякова — председатель областной Ассоциации рестораторов, отельеров и туроператоров, владеющей теперь исключительным правом на шницель по-биробиджански.

Председатель ассоции рестораторов, отельеров и туроператоров ЕАО О. Железнякова. Фото: Фото: из архива
— "Гордость дальневосточной кухни запретили готовить в ресторанах Хабаровска". Этот заголовок, появившийся в популярном издании соседнего края, лишь один из примеров того, как дальневосточные СМИ отреагировали на новость о том, что шницель по-биробиджански является теперь официальным географическим брендом. Выходит, зарегистрировав его как интеллектуальную собственность, вы лишили множество людей возможности откушать знаменитое блюдо? Теперь его можно будет заказать только в заведениях, которые входят в вашу ассоциацию?
— Да бог с вами. Уверена на сто процентов, что шницель по-биробиджански останется в меню всех заведений не только Хабаровска, но и страны, где его готовили для своих посетителей. Рецепт блюда не является секретом, он известен любому уважающему себя повару. Если владельцы ресторана действительно уважают законы Российской Федерации, то они спокойно могут получить у нас разрешение на приготовление блюда и кормить им людей.
Но мы так же прекрасно понимаем, что ресторатору достаточно будет изменить в меню название блюда на, допустим, "биробиджанский шницель" или "шницель, как в Биробиджане". И нет проблем. Но даже если этих изменений не произойдет, мы не намерены преследовать "нарушителей конвенции", хотя бы из-за того, что на это необходимо будет тратить время и деньги. А как говорят в Биробиджане: "Оно нам надо?"
— Тогда зачем вообще нужно было всем этим заниматься? Ведь на регистрацию бренда наверняка пришлось потратить те же самые и время, и деньги?
— Согласитесь, что каждый регион нашей огромной страны имеет свои характерные, привлекательные для туристов особенности. То, что выделяет территорию среди прочих, вызывает интерес и желание познакомиться, то, что остается в памяти на всю жизнь и рождает стойкие ассоциации. И это не только памятники культуры, истории, природы, уникальные предприятия и пр. Это еще и региональные бренды, в том числе, гастрономические.
Мы все знаем вологодское масло, башкирский мед или, например, тульский пряник: официальные, кстати, гастрономические бренды, по которым узнается территория, которые всегда хочется попробовать из-за того, что они на слуху. Мало какой турист пройдет мимо них. Это еще и престиж региона.
А назовите мне хоть один дальневосточный гастрономический бренд? До появления шницеля по-биробиджански их просто не было. Теперь есть! И любой турист, посетивший нашу область, должен об этом знать и стремиться наш шницель попробовать. Тем более, что наши повара, являющиеся в профессии наследниками Якова Блехмана, действительно могут приготовить НАСТОЯЩИЙ шницель по-биробиджански — сочный, вкусный, сытный и красивый. И пусть у всех, кто будет вспоминать нашу область, текут слюнки.
Поэтому ничем другим, кроме как желанием повысить туристическую привлекательность региона, дать ему отличный гастрономический бренд, а также увековечить память нашего знаменитого повара и земляка, мы не руководствовались. А на такое дело не жалко ни времени, ни денег.

Яков Блехман — автор шницеля по-биробиджански. Фото: Фото: www.gazetaeao.ru
— Это действительно трудоемкий и затратный процесс?
— Первые разговоры о создании региональных брендов в области начали вести, если я не ошибаюсь, лет шесть назад. Тогда на федеральном уровне обсуждалась активно эта тема применительно к регионам. В Совете Федерации, например. И депутаты наши, сенаторы, представители правительства ЕАО на встречах с бизнес-сообществом предлагали заняться этим делом. Тогда, кстати, и появилась впервые идея рассмотреть в качестве гастрономического бренда ЕАО именно шницель по-биробиджански.
Но вот предметно представители ассоциации и правительства области начали обсуждать ее в ноябре прошлого года. Органы власти оказали нам всю необходимую поддержку, а мы, потратив не так уж много средств, оформили заявку. То есть, процесс занял всего полгода. Хороший такой пример эффективного сотрудничества бизнеса и власти. С нашей стороны это был к тому же коллективный труд. Очень признательна за него предпринимателям Елене Михайловне Кузьменко, Людмиле Геннадьевне Петрук, Роману Чансуновичу Киму, Игорю Сергеевичу Савченко, Дмитрию Юрьевичу Слониму, Ирине Анатольевне Пономаревой.

Сертификат на шницель по-биробиджански. Фото: Фото: из архива
— А нет ли желания рассмотреть еще какое-нибудь известное и любимое в ЕАО блюдо в качестве второго гастрономического бренда? У нас много чего вкусного готовят.
— Вопрос звучит скорее, как шуточный. Но ведь, как говорят, в каждой шутке есть доля правды. Почему бы и нет? Мы уже давно присматриваемся к такому распространенному в области блюду, как жаркое с пирожками. Помню, как повар одного их лучших ресторанов Владивостока пробовал его у нас с большим удивлением, а потом записывал рецепт. Оно ведь очень вкусное, но крайне редко встречается в других регионах. Уделить ему особое внимание, считаю, необходимо.
— Главное при этом не забыть о шницеле по-биробиджански.
— Ни в коем случае. У нас на него большие планы. Очень рассчитываем, что сможем провести в этом году большой праздник шницеля. Идея пока в работе, поэтому не могу рассказывать о том, что мы задумали. Но если у нас все получится, то жителей области и туристов ждут очень интересные сюрпризы.
И уже можно говорить о том, что наша ассоциация в содружестве с фондом "Территория комфорта ЕАО" приступает к реализации совместного проекта по созданию в областном центре памятного места, посвященного создателю шницеля по-биробиджански Якову Блехману. Портрет этого замечательного повара скоро появится в одном из центральных районов города. Жители и гости Биробиджана видят подобные уличные работы — портреты Юрия Гагарина и Сергея Королёва, например. Отличная будет компания для нашего замечательного земляка. О подробностях проекта, который не только интересен, но и по-своему уникален, я расскажу вам чуть позже.