И.А. Пришкольник
Фото: архив школьного музея

Исаак Пришкольник: человек, умевший учить

ИА EAOMedia продолжает публикацию материалов в рамках специального проекта "Хотим их знать", посвященного Почетным гражданам ЕАО

В 1999 году Валдгеймской школе, которая является одним из старейших учебных заведений области, было присвоено имя Почетного гражданина ЕАО Исаака Абрамовича Пришкольника, человека, который отработал в ней чуть ли не всю сознательную жизнь: сначала учителем, а потом и директором. Таким образом был еще раз отмечен его вклад в воспитание детей и развитие системы образования не только родного ему Биробиджанского района, но и всей ЕАО. Ведь именные школы у нас можно пересчитать на пальцах одной руки. Так чем же заслужил директор столь высокую честь, за что его любили люди, и почему школу Валдгейма знают далеко за пределами автономии — в материале ИА EAOMedia.

Недальний Дальний Восток

Родился Исаак Абрамович 17 декабря 1920 года в Днепропетровской области. Там вырос, получил образование в Смоленске, а в непростом 1937 году, закончив педагогический техникум, приехал на Дальний Восток. Куда еще было ехать в то время молодому специалисту, в совершенстве владеющему языком идиш? Конечно, в Биробиджан, где тысячи еврейских переселенцев со всей страны и даже из-за границы строили себе дом на дальневосточной земле — Еврейскую автономную область. 

В официальной биографии говорится, что было ему тогда семнадцать лет. На самом деле свое семнадцатилетие Исаак отметит уже здесь, через четыре месяца после приезда, в селе Валдгейме под Биробиджаном, куда его направили работать. Здесь он впервые перешагнет порог школы в качестве учителя и останется на долгие-долгие годы.

Директором школы его назначат 15 мая 1941 года, за месяц до начала войны. Все военные годы он останется здесь единственным мужчиной-педагогом, будет вести уроки идиша и немецкого языка, преподавать физкультуру и труд. За хозяйственными делами, за заботой о хлебе насущном не будет забывать о том, что даже в войну музы не молчат. В школе создадут агитбригаду, которая будет выступать перед колхозниками с концертами, театральными постановками. Особенно запомнится сельчанам пьеса "Партизанский отряд"(6+), которую юные артисты сыграют на идиш — режиссером спектакля станет сам директор.

1 / 2

Уйти, чтобы вернуться

В августе 1950 года Исаака Пришкольника освободят от должности директора из-за отъезда на учебу в Хабаровск. В Валдгейм он вернется с красным дипломом учителя истории и обществоведения. И снова возглавит школьный коллектив — теперь уже на чуть ли не конца своей долгой жизни.

— Когда я бываю по делам в Хабаровске или Москве и представляюсь, что я директор школы имени Пришкольника из ЕАО, мне отвечают, что о нашей школе наслышаны, интересуются, как мы сейчас живем. Это дорогого стоит, — рассказывает нынешний директор валдгеймской школы Андрей Бялик.

Пришкольник, кстати, фамилия редкая, можно сказать, уникальная. Тщетно нынешние учителя и ученики пытались найти во Всемирной паутине однофамильцев Исаака Абрамовича и его родных. Ничего. Поэтому, может, и существует в селе легенда о том, как он, решив стать учителем, прибавил к своей фамилии для солидности приставку "при". Многие, кстати, не сомневаются в том, что это не легенда, а быль. 

Многие воспоминания о Пришкольнике, которые односельчане бережно хранят в памяти, замешаны на таких рассказах. Например, о том, как в войну молодой директор проводил в школе круглые сутки и каждую холодную ночь протапливал печи, чтобы утром дети пришли в теплые классы. На самом же деле он часто уходил из школы за полночь, но утром спешил прийти пораньше и проследить, все ли в порядке с теплом. Если истопник болел, то директор действительно сам топил печи, кипятил воду и поил утром пришедших с мороза учеников горячим чаем.

Так было еще в старой школе, от которой сегодня остались воспоминания и березовая рощица, посаженная учителями и учениками перед войной. Березовая аллея ведет к знаниям и нынешних учеников. Говорят, к этим деревьям у директора было особое, трепетное отношение. Возможно, они напоминали ему детство, родные места на Украине, где белоствольные красавицы росли под каждым окном.

Многие в селе верили, что Исаак Пришкольник — человек особенный, не такой, как все. Бог его и впрямь не обидел талантами, да только и сам он много работал над собой, развивая то, что было дано природой. Когда в Валдгейме в середине пятидесятых годов решили строить новую школу, директору пришлось проявить таланты архитектора и строителя. Хотя проект разрабатывали профессионалы, Исаак Пришкольник добавил в него немало своего — и такой особенной школы, как в Валдгейме, больше нет нигде в области. Он ходил на стройку, как на работу. Требовал, чтобы цемента в раствор добавляли больше, поэтому фундамент и стены до сей поры настолько прочные, что их отбойный молоток не берет. Больше шестидесяти лет школьное здание простояло без капитального ремонта.

1 / 5

Герой Шолом-Алейхема

В школе сегодня нет свободного помещения для музейной комнаты, поэтому вся ее история размещена на коридорных стенах второго этажа. В центре — большой портрет Исаака Пришкольника.

— Мы хотели к 100-летию Исаака Абрамовича установить в школе его бюст, но пока, к сожалению, не получилось, — сетует Андрей Бялик.

Кабинет школьного директора, в котором больше двадцати лет жил и работал Исаак Пришкольник, удивляет скромностью. Директор любил не материальные ценности, а людей. Ценил кадры, с огромным уважением относился к коллегам. Но если видел, что учитель равнодушен к профессии, отбывает в школе срок как наказание, мягко советовал ему сменить профессию. Он был и директором, и секретарем, и кадровиком в одном лице, оставаясь при этом Учителем с большой буквы. На его уроках разрешалось спорить, высказывать свое мнение, но когда он объяснял новый материал, класс замирал, переносясь вместе с учителем в прошлое. Не случайно для многих учеников любимым предметом была история.

Директор ценил опыт других учителей, поддерживал их желание внедрить что-то новое, уйти от рутины и стандартов. Именно от него в школе пошла традиция держать двери классов во время уроков открытыми. Проходя бесшумно по коридору, директор останавливался возле дверей, если его что-то увлекало, и с удовольствием слушал учителя.

Пришкольник очень переживал, когда в школе перестали преподавать его любимый идиш — язык, который он знал безупречно. И когда в ЕАО вновь заговорили о возрождении еврейской культуры, он буквально воспрял духом. В начале девяностых в Биробиджане появился еврейский филиал Института национальных проблем. И его сотрудники, прежде всего, решили создать учебник идиша для школ области.

— И вот тогда на помощь нам пришел Исаак Абрамович Пришкольник, — рассказывает, стоявшая у истоков создания филиала Татьяна Файн. — Он был и добрым советчиком нам, и строгим редактором. За три года, пока работали над книгой, мы близко узнали этого незаурядного человека, педагога, которого я бы поставила на одну доску с Василием Сухомлинским и Антоном Макаренко. А еще было в нем что-то от героев Шолом-Алейхема — и народная еврейская мудрость, и умение пошутить над собой. Мы любили бывать в гостях у Исаака Абрамовича и Евы Моисеевны, столько интересного узнавали от них.

Поженились, кстати, Исаак и Ева в годы войны. Их семейный союз оказался очень прочным, а общая профессия учителя только усилила его: они понимали друг друга с полуслова и никогда не упрекали друг друга в том, что школе отдают порой больше сил, чем семье. Они вырастили достойных детей — сына и дочь, которые сохраняют добрую память о родителях, держат постоянную связь со школой.

1 / 6

"Я завещаю вам школу"

До сих пор не все верят, что при Исааке Пришкольнике школа в Валдгейме имела 150 гектаров земли, а школьную производственную бригаду называли дополнительной — пятой — бригадой орденоносного колхоза "Заветы Ильича", центральная усадьба которого находилось в Валдгейме. Урожаи картофеля и овощей в "пятой бригаде" порой получали более высокие, чем в колхозных. Был в школе и свой опытный участок, где школьники выращивали новые сорта сельскохозяйственных культур, которые потом внедрялись на колхозных полях. С колхозным председателем, Героем Соцтруда и полным кавалером орденов Славы Владимиром Пеллером школьный директор поддерживал и деловые, и дружеские отношения, они и внешне были чем-то похожи. Пришкольник входил в правление колхоза, Пеллер — в совет школы. Один день в неделю девочки из старших классов проводили на колхозной ферме, а мальчишки — в ремонтных мастерских. Это были уроки сельскохозяйственного труда. 

Уникальный опыт сельской школы Валдгейма по трудовому воспитанию детей был обобщен на уровне страны, сам министр просвещения приезжал в Валдгейм, дабы убедиться в этом. На Дальнем Востоке школа многие годы считалась лучшей и до сих пор продолжает оставаться на передовых позициях. Фундамент, заложенный первым директором, крепок в прямом и переносных смыслах. 

Сегодня здесь учатся не только сельские ребята — за знаниями в Валдгейм приезжают дети из Биробиджана. Привлекают городских учеников прочные знания, которые дает школа, и сама школьная, по-семейному домашняя атмосфера, сохранившаяся от Исаака Пришкольника. Многие педагоги Валдгеймской школы стали заслуженными учителями России и отличниками народного просвещения. Получил звание заслуженного учителя и Пришкольник. Но помимо этого, он был награжден медалями "За трудовое отличие" и "За трудовую доблесть", а также орденом Трудового Красного Знамени.

Исаак Абрамович оставил пост директора Валдгеймской школы в 1982 году. Но еще почти десять лет учил детей любимой истории. "Я завещаю вам школу". Этими словами он закончил, выступая перед учителями и учениками, свою прощальную речь. В 1994 году ему присвоили звание Почетного гражданина ЕАО, а через два года Исаак Абрамович ушел из жизни. 

 Наверно, когда-нибудь в Валдгейме построят новую современную школу. И это уже будет другая история. Но мы верим, что навсегда частью этой истории останется Исаак Абрамович Пришкольник. Разве может быть иначе? Ведь она также будет носить имя легендарного Директора и Учителя.

227960
Это интересно