Остаться без доступных таксомоторных услуг могут биробиджанцы, считает обратившийся в редакцию ИА ЕАОMedia народный корреспондент Дмитрий. Во время недавней поездки водитель поведал ему о том, что уже с сентября вступят в силу изменения в федеральном законодательстве. Как результат — на плечи таксистов ляжет большое количество новых обязанностей. И речь идет не только об оформлении различных документов, но и о дополнительной финансовой нагрузке на работающих в этой сфере.
— Беседуя с водителем, я спросил у него, почему цены на перевозки в такси в Хабаровске и Биробиджане так заметно отличаются (в краевом центре за меньшую стоимость зачастую можно проехать гораздо большее расстояние)? У нас за 150 рублей проезжаешь пару-тройку остановок, а там — половину огромного города. На это таксист мне ответил, что с сентября ситуация станет еще хуже, и многие перевозчики могут или вообще уйти с рынка, или значительно поднять ценники. Причина, по его словам, кроется в том, что осенью вступает в силу новый закон, который накладывает огромное количество дополнительных обязанностей на тех, кто трудится в этой сфере. Это и оформление документов, включая более дорогую страховку, и требования как к самим водителям, так и автомобилям, и много чего еще. Неужели нас, пассажиров, и впрямь ждет новый удар по кошельку? — задается вопросом наркорр Дмитрий из Биробиджана.
В сентябре 2023 года действительно вступят в силу основные положения №580-ФЗ "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ". Он призван повысить безопасность пассажиров и сделать сферу таксомоторных перевозок прозрачной благодаря ужесточению контроля за водителями и перевозчиками.
Для справки: таксисты, согласно официальной статистике, в восемь раз чаще обычных водителей попадают в ДТП. Ежегодно по вине водителей легковых такси в РФ происходят тысячи аварий, в которых гибнут десятки человек.
Итак, давайте разберемся, что по закону теперь должны будут сделать таксисты.
Согласно закону, у желающих работать в такси появятся три варианта официального оформления на выбор: работать по найму, заключив трудовой договор; зарегистрировать ИП; стать самозанятым.
Новый закон разрешает самозанятым работать в сфере легковых перевозок. Для них будут действовать те же правила, что и для других таксистов: ИП или сотрудников компаний-перевозчиков. Есть одно исключение — у самозанятого должен быть договор с одной из служб заказа такси, так как, в отличие от ИП, он не может заниматься перевозками сам по себе.
Водитель в статусе ИП, как и ранее, может работать либо на себя, либо на службу заказа, заключив с ней договор. Например, можно заключить агентский договор. ИП и самозанятые могут устанавливать свои тарифы на перевозку, сотрудничая со службами заказа. Новый закон не ограничивает это право, но по факту такой подход — редкость. Устоявшаяся практика — принимать ценовую политику службы.
Все водители и компании-перевозчики обязаны иметь разрешение на работу в такси. Его нельзя передавать третьим лицам. Сейчас стоимость госпошлины за выдачу документа зависит от региона. После 1 сентября 2023 года разрешения будут выдавать бесплатно на всей территории России.
Самозанятые, ИП и компании смогут получить разрешения в электронном виде, подав заявку в МФЦ или через сайт "Госуслуги" (12+). Документ будут выдавать в срок, не превышающий пять рабочих дней. Для получения разрешения на работу в такси понадобится:
Пакет документов: медицинская справка об отсутствии противопоказаний для управления автомобилем, права категории "В" и водительский стаж от трёх лет, справка об отсутствии судимости за преступления, предусмотренные статьёй 328.1 ТК РФ, выписка из реестра такси (сведения об автомобиле), для самозанятых — договор со службой заказа такси.
Пройти аттестацию: водители должны знать, где расположены органы местного самоуправления, достопримечательности, медицинские и образовательные учреждения в населённом пункте, где будут работать.
Если служба заказа будет сотрудничать с водителями без разрешений, её могут заблокировать в интернете. Такая мера будет применяться за передачу более 10 заказов нелегальным водителям в течение месяца.
Тематическая иллюстрация. Фото: ru.freepik.com
К перевозкам пассажиров не допустят: водителей с непогашенной или неснятой судимостью за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, грабёж, разбой, похищение и прочее (ст. 328.1 ТК РФ); водителей, у которых более трёх неоплаченных административных штрафов за нарушение ПДД за день до перевозки; водителей, которых лишали водительских прав или подвергали аресту за нарушение ПДД более одного раза за год; водителей, которые не прошли аттестацию.
Водители такси, как и ранее, должны работать в пределах региона, где получили разрешение на перевозку. Например, если у водителя разрешение, полученное в ЕАО, принять заказ из своего региона в соседний он может, а наоборот — нет. По 580-ФЗ власти субъектов вправе снять это ограничение, утвердив собственные нормативные соглашения, которые регулируют перевозки.
На что увеличатся расходы перевозчиков
580-ФЗ обяжет водителей такси, в том числе самозанятых, иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков. Он в несколько раз дороже полиса для обычных автомобилистов. ИП и самозанятым придётся приобретать его самостоятельно. Службы заказа такси будут нести совместную ответственность с водителями за возмещение ущерба пассажирам в случае ДТП, если этот ущерб не покрывает ОСАГО.
Новой закон подчёркивает, что все таксисы, как и прежде, обязаны проходить медицинские осмотры и заполнять путевые листы перед сменой. ИП и самозанятые водители возьмут на себя расходы за организацию этих процессов.
Закон также позволяет региональным властям установить следующие требования к внешнему виду такси: жёлтый цвет кузова, цветографический знак — "шашечки" — на боку, оранжевый фонарь на крыше. Требования должны быть прописаны в постановлении. Если такого постановления в конкретном регионе нет, таксисты могут не беспокоиться о внешнем виде авто. Пока что не придётся менять цвет и другие параметры машины тем, кто получил разрешение на перевозку до вступления закона в силу. Преобразования коснутся их при оформлении нового документа.
Водитель может рассчитывать стоимость поездки в зависимости от тарифа, расстояния и времени с помощью таксометра. Наличие таксометра не является обязательным, надо ли его устанавливать — таксисты будут решать сами.
Информация о таксистах, компаниях-перевозчиках и службах такси будет поступать в специальные реестры, которые введут после 1 сентября 2023 года. В каждом регионе их будет три: реестр перевозчиков — в т. ч. будет отображать электронные разрешения; реестр автомобилей такси — в т. ч. будет отображать данные о транспортном средстве и его владельце; реестр служб заказа такси.
Службы заказа такси вправе передавать водителю заказы, если сведения о нём есть в реестре перевозчиков и реестре такси и не ограничивают его профессиональную деятельность. Проверять водителей по реестрам службы заказа должны ежедневно. Номер записи в реестре перевозчиков все таксисты будут размещать в салоне автомобиля. Кроме того, в салоне должны быть: информация о самом водителе и компании-перевозчике; срок действия и номер разрешения на перевозку; контактный номер для жалоб и прочее.
Грядущие изменения непременно отразятся на стоимости проезда для пассажиров, убежден биробиджанский таксист Игорь, согласившийся побеседовать с корр. ИА ЕАОMedia. Водитель считает, что ряд его коллег теперь примут решение уйти из профессии:
— Из того, что прочитал на новостных сайтов, я сделал вывод, что в ближайшее время затраты служб такси или водителей вырастут в разы. Это значит, что и пассажирам не стоит ожидать демократичных цен. Взять даже оформление специальной страховки, за которую таксист должен будет заплатить, насколько мне известно, в среднем 70 тысяч рублей. Где брать такую сумму сразу, ума не приложу. Хоть в кредит лезь. А еще ведь традиционно дорожают бензин, техническое обслуживание, запчасти и так далее. Думаю, не каждый теперь сможет себе позволить работать в такси.
Те, для кого это основной заработок, еще могут как-то выкрутиться. Деваться некуда — побегаешь, потратишься, постепенно все окупишь, особенно если значительно увеличишь расценки. А если ты просто подрабатываешь таксистом в свободное от основной работы время? Теперь это будет крайне проблематично. Работать по серой схеме никого не призываю. Как минимум, налетишь на огромный штраф. Да и вряд ли привыкшие к комфорту пассажиры массово будут ездить с "бомбилами". А оформляться по закону — никаких денег и сил не хватит, сомневаюсь, что расходы окупятся, если таксуешь от раза к разу.
Тематическая иллюстрация. Фото: ИА PrimaMedia
Свои опасения сейчас высказывают не только водители, но и действующие в стране службы заказа такси. Дело в том, что в каждом регионе должны создать реестры служб заказа, перевозчиков и легковых такси. Кроме того, должна появиться и федеральная государственная информационная система, которая находится в разработке. Однако у представителей отрасли есть сомнения, что ее успеют доделать. А это может привести к тому, что агрегаторы не смогут передать заказы шоферам и пассажиры лишатся возможности вызвать машину.
Чтобы наглядно показать, чем грозит нововведение бизнесу, один из сервисов заказов провел эксперимент в Иркутской области: временно запретил водителям, не соответствующим нормам законодательства, принимать заявки от пассажиров. Последствия не заставили себя долго ждать.
Если коротко, то в тестовый период шоферы с разрешениями на деятельность такси смогли выполнить всего около 1% заявок. Кроме того, в ходе проведения эксперимента цены увеличились в несколько раз, а средний чек составил 990 рублей против 283 рублей в обычный день.
Примерно 15 тысяч пользователей не смогли совершить поездки на такси привычным способом. А самозанятые водители не имели возможности заработать и поделиться с государством налогом на профессиональный доход.