Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление, которое расширяет перечень социально значимых продовольственных товаров. В него вошли две дополнительные категории — куриные яйца и сливочное масло. Теперь производители не будут платить торговым сетям "бонусы" за их продажу, передает ИА ЕАОMedia со ссылкой на "Парламентскую газету" (18+).
Больше никаких "бонусов"
"Бонусы", о которых идет речь в постановлении Правительства, закреплены в Федеральном законе "О торговле". А именно — в статье 9, где расписаны права и обязанности субъектов в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров. Согласно ей, стороны могут включить в цену договора вознаграждение, которое будет отчисляться покупателю за приобретение определенного количества товаров. Этот пункт давно вызывал споры среди участников рынка. Так, в 2016 году Федеральной антимонопольной службе даже пришлось давать официальные разъяснения по поводу того, как он должен применяться и что вообще под ним стоит понимать.
"Совокупная сумма всех выплат по вознаграждению за приобретение определенного количества продовольственных товаров и по плате за оказание услуг по продвижению этих товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров не должна превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров", — говорилось в письме ведомства.
Постановление Правительства относит две торговые позиции — "яйцо куриное столовое первой и второй категорий" и "масло сливочное с массовой долей жира 72,5 процента" к так называемому перечню отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение которых выплата вознаграждения торговых сетям не предусматривается. Перечень был утвержден еще в 2010 году и включает в себя, в частности, мясо кур, питьевое молоко 2,5-3,2 процента жирности, хлеб из пшеничной и ржаной муки. Здесь важно отметить, что это не список социально значимых товаров, для которых могут устанавливаться предельные розничные цены. Это отдельный документ, и речь в нем идет только про вознаграждение торговым сетям.
"Запрет на взимание вознаграждения даст производителям возможность сократить затраты при поставках продукции в торговые сети и направить высвобождаемые финансовые ресурсы на модернизацию и расширение производства, — говорится в официальном сообщении пресс-службы правительства. — В конечном итоге предлагаемая мера может способствовать снижению оптово-отпускных цен производителей для потребителей, в том числе, в результате увеличения производства продукции".
Принцип максимизации прибыли
Участники рынка и независимые эксперты допустили, что благодаря отмене вознаграждения у производителей масла и яиц образуется некоторый дополнительный "запас" финансовой прочности. Но вот на динамику цен, что называется, "на полке" нововведения, скорее всего, повлияют мало.
"Как правило, вознаграждение, отчисляемое торговым сетям, редко превышает 5-10 процентов от общей структуры расходов, связанных с заключением договора, — пояснил в разговоре с "Парламентской газетой" заместитель директора Молочного союза России по экономике Александр Рыбин. — А если мы возьмем ситуацию со сливочным маслом, особенно молокоемким, доля жирности которого превышает 70 процентов, то увидим, что торговая наценка на него может составлять и 100 и даже 150 процентов".
Как отметил Александр Рыбин, сама по себе инициатива, безусловно, "здравая", однако чтобы она начала работать, нужно скорректировать полномочия торговых сетей в отношении наценки на продтовары.
"Я уверен, что крупный бизнес найдет, каким образом компенсировать недоимки, которые будут возникать из-за лишения его бонусов, — подчеркнул собеседник издания. — К сожалению, в таком вопросе, как ценообразование, корректировкой одной лишь закупочной тактики что-то кардинально изменить практически невозможно".
Такого же мнения придерживается и кандидат экономических наук, эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Михаил Беляев.
"Сейчас у нас — да и, к слову, во всем мире — рынок формируется, как правило, не на основании баланса спроса и предложения, а на основании принципа максимизации прибыли, которому следуют торговые сети, — отметил эксперт. — Поэтому для того, чтобы стабилизировать цены, а в перспективе и добиться их снижения, следует прежде всего активизировать работу Федеральной антимонопольной службы".
Пока что, по словам Михаила Беляева, рано прогнозировать, как поведут себя цены на товары, включенные в перечень.
"Если мы говорим о яйцах, то тут определяющую роль сыграет то, сумели ли торговые сети за прошлый год, когда цены на этот продукт аномально росли, скопить себе дополнительную финансовую подушку или нет", — заключил собеседник издания.