Кормить людей продуктами с истекшим сроком годности нельзя – предприниматель из ЕАО

Наталья Спивакова комментирует изменения в законодательстве и ситуацию, когда екатеринбургский бизнесмен раздавал просрочку бесплатно
В магазине. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

Как "расчистить" магазины от продуктов с истекшим сроком годности, задается вопросом журналист газеты "Биробиджанская звезда" Николай Немаев. Владимир Путин подписал закон, согласно которому с 2019 года товары со сроком хранения до 30 дней включительно не подлежат возврату поставщику. Теперь у торговли возникла проблема: как поступить с просроченными продуктами? Своим мнением с газетой поделилась предприниматель из ЕАО Наталья Спивакова, сообщает ИА EAOMedia.

Бесплатное нарушение

"Решить проблему на свой страх и риск (уменьшить количество бедных и нищих) попытался предприниматель из Екатеринбурга Иван Зайченко. Он отдавал им "просрочку" бесплатно. "За то, что в принадлежащем ему магазине люди могли бесплатно забирать продукты с истёкшим сроком годности, Роспотребнадзор пригрозил предпринимателю большими штрафами и даже "приостановкой его деятельности", сообщили "Аргументы и факты" (№13, 2019 год).

Еженедельник вновь вернулся к проблеме использования просроченных пищевых продуктов, опубликовав в качестве темы номера несколько мнений (№ 15, 2019 год) под общим заголовком "Тайная жизнь "просрочки" и коллаж, где изображены люди, что-то ищущие в баке с отходами, из которого виден нарезной батон.

Высказать свое мнение о проблеме использования просроченных продуктов питания корреспондент "Биробиджанской звезды" попросил Наталью Спивакову, руководителя крупного магазина в Биробиджане.

— Та идея, которую данный предприниматель попытался воплотить в жизнь, на мой взгляд, неправильная. В принципе предприниматель и сам признает, что есть законы и определённые требования, в том числе Роспотребнадзора, санитарно-эпидемиологической службы, регламентирующие торговлю пищевой продукцией и не только пищевой, – считает она.

Жесткие законы и требования родились не вдруг, а были проведены исследования и установлены сроки реализации продуктов, в течение которых они пригодны для потребления человеком, то есть не принесут ему вреда. И неважно, как их нельзя реализовывать – за деньги или бесплатно.

— Я считаю, что раздавать или продавать по бросовым ценам продукты питания с истекшим сроком годности – не решение проблемы. В России действительно есть люди нуждающиеся, очень бедные. И борьба с бедностью – важная социальная задача, на которую обратил внимание глава государства. Но кормить людей продуктами с истекшим сроком годности – я убеждена – нельзя! Нельзя этого делать с моральной точки зрения. Люди и так опущены ниже "социальной планки", так вдобавок на тебе, убоже, что нам негоже. Негодные продукты необходимо утилизировать. И, безусловно, таких продуктов должно быть как можно меньше, – пояснила свою позицию Наталья Спивакова.

Я делаю так…

А как поступает сама наша собеседница с нераспроданным товаром в подобных случаях?

— Во-первых, у нас имеется множество предложений для людей с ограниченным достатком, – рассказывает она. – Сегодня мы даем в продажу пускай не сливочное масло, но продукт – масло заменяющий. Пускай не сыр, но есть на прилавке сырный продукт. Если мы говорим о товарах первой необходимости, то можно купить не дорогое молоко, а молоко подешевле. В магазине есть товары по доступной цене для малоимущего покупателя, который может быть уверен, что продукты безопасные, вполне добротные, не повредят его здоровью.

Во-вторых, мы все не застрахованы от ошибок, скажем, в заказе товара. Заказали большую партию, к примеру, кефира, а завтра пошёл дождь, подул пронизывающий ветер – люди сидят по домам, не идут в магазин. Естественно, какая-то часть продукции остается нереализованной. Мы видим, что сроки годности товара "поджимают". Потому вынужденно "обваливаем" цены. На своем профессиональном языке называем это "слив продукции" с проходящими сроками годности. Причём цену товара "обваливаем" значительно. Я своих сотрудников тогда прошу: вывешивайте "красный" ценник и напишите людям, чтобы они видели, понимали, что срок годности товара заканчивается такого-то числа, – поделилась опытом Наталья Спивакова.

Такая ситуация для сферы торговли, скорее, неизбежность, издержки торговли в силу ошибок, некорректных заказов. Уценка товара, на мой взгляд, вот цивилизованный, приемлемый способ реализации продукции, у которой не сегодня-завтра заканчивается срок годности.

В торговле – не зевай!

На мой взгляд, в решении проблемы реализации просроченных продуктов питания, которая актуальна для всей страны, мягко говоря, не дорабатывает государство. Наша собеседница ещё до выхода обсуждаемого нами закона сама сталкивалась с недобросовестными поставщиками. И пришлось искать способ борьбы с ними. Он оказался таким же, какой сейчас предлагает государство!

— При внимательном осмотре поступающей продукции мы стали замечать, что некоторые недобросовестные поставщики очень искусно меняют сроки годности товара, перебивая, переклеивая этикетки, предлагая на реализацию старый продукт в качестве свежего. И мы поняли, что сами порождаем это негативное явление, возвращая поставщикам "просрочку". Потому мы сами перешли на безвозвратную основу в наших взаимоотношениях, – рассказала Наталья Спивакова.

По ее мнению, власти на местах могли бы не только запретительными мерами (с помощь Роспотребнадзора и прокуратуры) решать в стране задачи продовольственной безопасности.

— Может быть, в нашем городе, и не только в нём, стоит открыть социальные столовые, какие-то заведения, где человек мог бы минимум два раза в день принимать пищу. В таких столовых можно было бы использовать не "просрочку", а продукты, у которых вот-вот закончится срок годности. Власти, предприниматели сделали бы доброе дело, не нарушая закон. А просроченные продукты не попадали бы на столы граждан даже случайно – ведь никто бы их уже не нес в упаковках домой, не ставил на неопределенное время в холодильник или кухонный стол, не создавал запасов из дешевой "просрочки", – выдвигает предложение руководитель одного из биробиджанских магазинов. – Я думаю, если бы государство взяло на себя какую-то часть расходов по созданию подобных заведений, пускай это будет бесплатная столовая, то при правильной организации дела нашлись бы меценаты, предприниматели для поддержания работы этих столовых. А такая компания, как наша, возможно не шла бы по пути уценки товаров, затем их утилизации, а участвовала бы в добром деле, – сказала Наталья Спивакова".

Между тем в Биробиджане есть благотворительная столовая (при храме святителя Николая), готовая принять посильную помощь от граждан, в том числе предпринимателей.

ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:

Что готовит повар Лена, или Один день из жизни благотворительной столовой Биробиджана

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia