5 марта 2016. Доктор филологических наук, профессор Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема Павел Толстогузов приглашает к дискуссии умных читателей, размышляя "О национальном вопросе в двух частях и в разных тональностях". Автор высказывает мысль, что "исторический роман (то ли ужасов, то ли приключений) евреев с Россией, похоже, закончился, и закончился не сейчас, а четверть века назад. Сейчас наступило время эпилога и многостраничных комментариев к этому роману. ЕАО — часть этого процесса". Но раздумья профессора простираются куда дальше пресловутого "еврейского вопроса" — Павел Толстогузов в принципе говорит о российской национальной проблематике, сообщает ИА ЕАОMedia. Его размышления в сегодняшнем выпуске проекта "Я так думаю".
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Новый проект "Я так думаю" появился на сайте ИА EAOMedia
"Дурдом" в России: профессор из ЕАО о понятии и истории явления в рубрике "Я так думаю"
Мусорные слухи о "мусорных рейтингах": "Я так думаю" сенатора от ЕАО Ростислава Гольдштейна
профессор ПГУ им. Шолом-Алейхема, публицист
Автор фото: из личного архива
О национальном вопросе в двух частях и в разных тональностях
Последние два года приходится время от времени сталкиваться с межнациональной проблематикой. В основном не на улице, слава Богу, а в разных ученых и полуученых компаниях. Однажды даже привелось принять участие в заседании рабочей группы по подготовке Стратегии государственной национальной политики. На московском заседании рабочей группы звучали вельможные шутки Рамазана Абдулатипова, взволнованные речи Николая Сванидзе и Максима Шевченко, отменно тонкие рассуждения составителей текста Стратегии. И все же сквозь все эти звуки пробивался простой и неустранимый лейтмотив: нас ждут очередные кондопоги и манежки. (Для тех, кто не помнит — с этими словами связаны печально известные столкновения на межнациональной почве последнего десятилетия.)
После всех бесед и докладов на эту тему оставалось стойкое ощущение, что мы говорим не о том, о чем следовало бы говорить. Недавно я, как мне показалось, наконец понял причину.
Относительно недавно, уже в Биробиджане, мне пришлось опять услышать разговор о межнациональном согласии. Одна из солисток этого разговора, генеральный директор Федеральной еврейской национально-культурной автономии (ФЕНКА), в своем выступлении рассказала два случая из жизни, которые, на ее взгляд, свидетельствуют о неблагополучии в межнациональных делах. Оба случая были связаны с антисемитизмом русских людей. Я подумал: да, такое в России очень даже бывает. И еще подумал: каждый потирает свой ушиб, это же понятно… И в этот момент мой внутренний оппонент сказал: а что, другая сторона вполне безгрешна в этом отношении? Я попытался подавить этот голос, но тут же, независимо от моих усилий, возникли воспоминания о довольно резких примерах еврейского (можно подставить любое: якутского, чеченского и т.д.) бытового и разного другого национализма. Непристойность какая, подумал я. Прекрати сейчас же.
Но вместо прекращения в голову пришёл собственный жизненный случай: однажды в мастерской шиномонтажа мастер-армянин выругал своего нерасторопного подчиненного словами "русская с...а". При мне. Шины делали тоже мне. Мастеру даже в голову не пришло, что его слова касались и меня. Если бы он услышал такое от меня про армян, то выражение "русский националист" было бы самой мягкой реакцией, которую можно представить с его стороны. Но про армян нельзя. Нельзя.
Вот и вся разгадка российской национальной проблематики, читатель. Когда поставщиком услуги под названием "межнациональное согласие" является один народ, а остальные остаются вроде как клиентами по отношению к этой услуге, то все стратегии буду писаны вилами на воде. Да, услуга временами так себе, но пока другие народы будут только обсуждать качество услуги и не примут реального участия в ее изготовлении, обратившись в том числе на себя в поисках источника межнациональных конфликтов, мы обречены на воспроизводство этих конфликтов. А единственный на сегодняшний день работник согласия меланхолически шепчет себе под нос: "Все братушки полегли, и с патронами напряжно, но мы держим рубежи, мы сражаемся отважно".
***
Недавно прозвучавшее приглашение всех евреев в ЕАО вызвало мое сомнение: могут возникнуть проблемы с расселением. Какой-то местный вольтерьянец в комментариях оспорил эту позицию, указав на низкую плотность населения в области. Мол, есть куда разместить, вон сколько пустого места. Только при чем здесь плотность? На Камчатке она еще ниже, и что? Речь-то не о наличии пустых мест.
На этом тема не умерла: в теленовостях ведущие, выразив осторожное сомнение в комфортности нашего климата для приезжих, тем не менее сказали, что гипотетические европейские евреи-мигранты приедут — цитата — "на все готовое". Интересно, на что же? На российский социальный пакет, похожий на использованный чайный пакетик? Да и другое "готовое" в условиях нынешней российской цивилизации вряд ли "готово" с точки зрения общепринятых критериев.
Евреи Европы откликнутся на такое приглашение, только если прямо перед ними будет Освенцим, а направо — очень хорошо консолидированный и внезапно поумневший джихад. Тогда может возникнуть движение "налево", и то ЕАО будет последним в списке вариантов для переезда. Скорее, поедут в Штаты, а если в Россию — то в Москву и в Питер; все это прекрасно понимают, поэтому относят слова "ждем к себе всех евреев" к разряду радушного политического жеста, не более. Ну и, разумеется, к разряду простительных хитростей: использование слов президента ("Пусть к нам едут… пусть возвращаются") как косвенной инвестиции в имидж ЕАО.
Исторический роман (то ли ужасов, то ли приключений) евреев с Россией, похоже, закончился, и закончился не сейчас, а четверть века назад. Сейчас наступило время эпилога и многостраничных комментариев к этому роману. ЕАО — часть этого процесса. Страницы ее истории дышат жизнью и судьбой, и не следует превращать эти страницы в политический комикс.
Сохранившие себя биробиджанские евреи, разумеется, к контексту "отъездов — возвращений" уже не имеют отношения. Они в первую очередь биробиджанцы. Достигнутый ими в нескольких поколениях уровень дальневосточного районирования таков, что они здесь не менее коренные, чем легендарные ютайжень в Китае.
Нам бы о других демографических предметах подумать. Исходя из официальной статистики, заключаем, что убыль населения ЕАО в результате миграции уменьшается ежегодно на 1,2%. Для области с населением в 170 тыс. человек это много. И это, не сомневайтесь, молодежь. Социально благополучная молодежь (у другой просто нет средств на выезд). С кем будем век вековать, граждане?