Подрастающее поколение в ЕАО становится очень зависимым от современных гаджетов. Зависимость от них прочно заняла пограничное положение между своеобразным заболеванием и нормой, продиктованной временем. Основная проблема человека-гаджетомана состоит в том, что он, как и большинство людей с психическим расстройством, не осознает своей зависимости. А она опасна для детей тем, что негативно влияет на процессы образного и логического мышления.
Мобильник в режиме "нон-стоп"
Журналист газеты "Биробиджанская звезда" Юлия Матвеенко стала случайным свидетелем забавной ситуации.
"Передо мной шел мальчик, на вид лет 10-ти, объемистый ранец на плечах. Паренек явно шел домой из школы, медленно, даже неуверенно. Устал? В чем-то виноват и потому не торопится к родителям?
Поравнявшись с ним, я заметила, что, оказывается, мальчик полностью погружен в созерцание огромного экрана своего смартфона. Он не смотрит под ноги и не замечает ничего вокруг. Голова мальчишки склонилась над светящимся экраном, и ребенок совсем не замечал огромный бетонный блок, какие ставят во дворах, чтобы по дворовым территориям не ездили автомобили. Еще бы чуть-чуть — и гаджетоман непременно споткнулся бы об него, если бы я не окликнула школьника..." — рассказывает она.
Современное общество богато и даже перенасыщено всевозможными устройствами, которые призваны облегчить жизнь человеку. Скрасить досуг, например, поможет увлекательная игра на компьютере. С помощью айфона можно прямо с улицы установить контакт с человеком, находящимся в любой точке нашей планеты. А сфера применения планшетного персонального компьютера так многообразна, что некоторые функции для нас до сих пор в новинку. Гаджеты (так сейчас называют многие электронные высокотехнологичные многофункциональные устройства) и инновационная техника окружают нас повсюду, и с каждым годом они становятся все "навороченнее" и мощнее.
Фото. Автор фото: Из архива РИА PrimaMedia
Однако, как известно, ничто не лишено недостатков. В гонке за новшествами не все способны устоять перед соблазном раствориться в глубинах виртуальной реальности. И наибольший риск в них утонуть – у детей...
Бесконечные разговоры об онлайн-играх, обсуждение переписок, фотографий в Сети, сетевые перепалки на грани и за гранью приличия с людьми, которых ты не знаешь и никогда не видел, но за несовпадение "форматов" уже ненавидишь… Это реальность. Но это не те споры, в которых рождается истина, они не несут в себе никакой смысловой нагрузки и являются лишь жалким подобием полноценного общения…
Подобное явление уже многих не удивляет. К сожалению, в сознании моих ровесников давно укоренилась мысль о "нормальности" такой гаджетозависимости. Более того, симптомы данной "болезни" у себя школьники упорно не замечают. И вот вопрос — с какого момента тяга к технологиям перерастает в психологическую зависимость? Когда гаджет берет своего владельца в рабство?
По мнению психолога биробиджанской школы № 7 Екатерины Тевзадзе, основная проблема человека-гаджетомана в том, что он, как и большинство людей с психическим расстройством, не осознает своей зависимости:
— Инновационная техника, безусловно, во многом помогает в воспитании детей. Но в любом увлечении нужно знать меру. Ребенок подобен губке. Он впитывает в себя все знания, навыки, привычки, которые в будущем и формируют его личность.
Школьный психолог уверена, что зависимость от электронных устройств (будь то планшеты, смартфоны) опасна для детей прежде всего тем, что негативно влияет на процессы мышления, как образного, так и логического. Нездоровая потребность постоянно погружаться в виртуальный мир отрицательно сказывается на процессе социализации детей. Это сразу незаметно, а когда зависимость сформирована – попробуй, отбери игрушку!
Как пример: у чрезмерно увлекающегося смартфонами школьника нередко слабо развиты речевые навыки. Это препятствует установлению контактов его со сверстниками, мешает активно познавать мир и окружение, мешает нормальной социализации.
Гаджеты лишают ребят полноценного детства, считают психологи. Автор фото: Из архива РИА PrimaMedia
Гаджет несложно отключить от питания. Но как вовремя отключить от гаджета ребенка? Время для саморазвития, самообразования, время для активного отдыха… Похоже, все это остается в арсенале "устаревших" педагогических терминов, легко отдаваясь за возможность насладиться "обществом" любимого устройства…
Так и ждешь спасительную фразу: "куда же смотрят родители?" Но многим из них, похоже, проще откупиться от внимания ребенка, приобретя ему смартфон – "папа-мама-друго-заменитель".
Новая болезнь?
Я сама учусь в школе и вольно-невольно наблюдаю за учениками каждый день. И могу утверждать, что постоянно держать в руке гаджет становится уже психологически необходимым для школьников. В Интернете я даже наткнулась на описание этого нового психического расстройства, которое было выявлено специалистами в 2010 году. Страх, боязнь остаться без мобильного телефона или вдалеке от него уже получил свой особый термин, как какое-то расстройство — номофобия. Клаустрофобия, например…
Оказывается, многие люди в мире в ходе социологических опросов признались, что испытывают чувство дискомфорта, растерянности и даже паники, если забыли дома мобильник, или у него села батарейка, или кончились средства на счете. Вот и еще один современный стресс нашего мира, собрат гаджетомании…
А многие учителя отмечают: порой внимание старшеклассника на уроках настолько приковано лишь к любимому устройству, что учитель вынужден делать неоднократные замечания "зависимому" ученику и даже изымать телефон. И не всегда это удается сделать мирно: "Мое! Не имеете права!"
Времена, когда отвлекались на собак и кошек за окном, теперь кажутся педагогам со стажем блаженными и невинными…
Учитель истории и обществознания Мария Погудаева строго следит за тем, чтобы мобильные устройства не лежали на партах учеников во время занятий:
— Иногда доходит до абсурда. Я не раз наблюдала, что порой ребенок под любым предлогом старается воспользоваться на уроке мобильником. Говорит, что он просто посмотрел который час, но часы в кабинете всегда доступны для детей. Очевидно, что ученик лукавит. Школьники используют мобильные устройства еще и для возможности списывания.
С этим немало было скандалов и строгостей на ЕГЭ по всей стране. Что же теперь: вводить режим "противоэлектронной борьбы" на каждом уроке? Возможность выхода в Интернет за подсказкой по любому случаю во время урока явно отрицательно влияет на способность ученика размышлять самостоятельно. Он уже не надеется даже на помощь и подсказки соседа по парте. Чем тот поможет? Он сам такой же!
"Меняю детство на взрослую игрушку"
Не только старшеклассники подвержены гаджетомании. Малыши от них не отстают, переставая быть малышами, если дело доходит до манипулирования сенсорным экраном смартфона, работой в приложениях или поиском в Интернете. Это они умеют делать получше взрослых! Спрашивая у ребят 10-12-летнего возраста, есть ли у них смартфоны, ответы я получала в 90%. Вооружившись современной техникой, дети приходят в школу, где вовсю хвастаются друг перед другом виртуальными достижениями, но совсем не умея играть в детские игры. "Меняю детство на взрослую игрушку" — это почти призыв к действию. В том числе к своим родителям. Гоняясь за виртуальными "очками", "жизнями" и "лайками", ребята еще не понимают, что тем самым лишают себя возможности достичь успехов реальных… Похоже, не понимают этого и родители, те самые, из поколения NEXT. Потому – обычная картина любой школы, которую я не раз наблюдала, проходя мимо классов на переменах: детвора не отдыхает от уроков, играя и бегая по коридорам, а сидит группками за партой, таращась в экраны своих планшетов…
Нетбук. Автор фото: Из архива РИА PrimaMedia
В семью моих знакомых переехала девочка из Казахстана. И как любой подросток, сменивший привычную обстановку и круг общения, она столкнулась с типичной для такой ситуации проблемой — у девочки не было друзей в новом городе. Шло время, но 12-летняя девочка все же оставалась одна. Уже и родители начали волноваться за нее – ребенка ровесники не принимают! Но вот однажды дочка вернулась из школы и сообщила, что подружка пригласила ее в гости. С чувством облегчения родители отпустили свое чадо к подруге. Через несколько часов дочка пришла домой очень уставшей. Родителей поначалу это не удивило – наверное, наигралась, навеселилась в гостях. Но маме с папой все же пришлось неприятно удивиться, когда на их вопрос о том, чем занимались дети, они получили ответ: "Да ничем особенным. Почти не разговаривали. Сидели, играли в планшетах". Ребенок выглядел обескураженным и расстроенным. Как так – даже в компании друзей вместо развлечений, игр, чаепития, в конце концов, каждый сидит в своем электронном мирке?
Жизнь сквозь призму гаджета. Автор фото: Из архива РИА PrimaMedia
Многие психологи, научные деятели, да и просто неравнодушные люди, ведут бурные дискуссии, обсуждая проблему гаджетомании. Но все они сходятся в одном — техника и компьютеры призваны облегчать нашу повседневность, делать ее более комфортной, но они не должны занимать собой, тем более подменять, всю нашу жизнь. Такого мнения придерживается одна моя знакомая, которая с горечью осознает, что ее сын все больше живет в виртуальном пространстве.
— Они (электронные игрушки – авт.) забирают у меня ребенка! — рассказывает расстроенная родительница. — Сразу после школы и до позднего вечера сын сидит за компьютером и не выходит из своей комнаты. А когда я прошу его отвлечься, чтобы он сделал домашнее задание, чтобы сел ужинать, Саша иногда даже закатывает мне истерики. Мне все чаще кажется, что компьютерные игры стали ему дороже, чем семья, чем родная мама!..
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Устроить слежку за своими детьми готовы биробиджанские родители
Вставить в ухо гаджет для "непринужденной" сдачи ЕГЭ предложили выпускникам Биробиджана