Несмотря на дефицит бюджета, финансовый год для областной столицы выдался достаточно ровным, считает первый заместитель главы мэрии города Биробиджана – начальник финансового управления Ян Аблов. В интервью ИА ЕАОМedia он рассказал о сохранении социальных обязательств, параметрах городского бюджета, а также о том, какие перспективы появились у старого моста.
— Появилась официальная информация о том, что план по доходам города в этом году тяжело будет выполнить, и 70 миллионов не удастся набрать. В чем сбои? Или изначально план на год был завышенный?
— Да, действительно у нас есть 70-миллионный дефицит бюджета. Он запланирован изначально при формировании бюджета. Это тот дефицит, который покрывается за счет кредитных ресурсов. Он заложен, мы его ожидали и закроем кредитами. Кроме этого, при формировании бюджета мы запланировали определенную сумму доходов, но видим, что мы ее не соберем по объективным причинам. На сегодня недобор составляет порядка 20 млн. Чтобы перекрыть эту сумму, нам придется урезать некоторые не самые приоритетные расходы. Ни на зарплатах, ни на социальных обязательствах это не отразится.
— То есть в целом 2016 финансовый год для города ровный?
— Да, мы уже три года немного не добираем доходов. Это связано с финансовым кризисом. Как в 2014 году он начался, так впервые в декабре мы и не собрали планируемые доходы. В 2015 году мы много не собрали – порядка 50 млн. Это был тяжелый год для бюджета. В этом сборы немного выровнялись — 20-30 млн, наверное, мы не доберем. Еще это связано с тем, что мы при прогнозировании бюджета всегда закладываем доходы по оптимистичному сценарию. Мы можем заложить в доходы такой план, который будет выполнен в любом случае. Но если мы заложим меньше доходов, нам придется где-то обрезать и расходы. А все-таки хочется постараться закрыть все наши бюджетные обязательства как социальные, коммунальные, так и другие.
— Если говорить о 2016, то чем мэрия гордится? Где удалось сохранить эти доходы и получить ожидаемый результат? Какие проекты удалось отстоять?
— Специфика моей работы такова, что не я отстаиваю, а мне доказывают потребность в расходах. У города на самом деле очень много нерешенных проблем. Как пример, в этом году у нас не хватает ассигнований на льготу по перевозке пенсионеров в общественном транспорте. Это муниципальная льгота у нас с 2007 года существует. Но если в 2007 году сумма компенсации перевозчикам, чтобы льготу сохранить, была 4 млн, потом – 6, 10. То на сегодня мы закладывали в бюджет 15 млн, а вышло 20, в связи с переходом на пластиковые карты. Они очень удобны. Если талоны у нас покупали порядка 1,7 тысячи человек в месяц, то карты получили более 3,5 тысячи человек и продолжают получать постоянно. В результате расходы увеличились значительно. Мы такие расходы в бюджет изначально не закладывали. Нам пришлось уточнять бюджет и порядка четырех с лишним млн дополнительно закладывать на льготу. Это только один пример, и таких примеров можно привести множество. В результате начинаем искать, где можно сэкономить. Есть экономия по контрактам, есть расходы, которые изначально закладывались, но потом необходимость в них отпала.
Что удалось? Все наши муниципальные учреждения своевременно финансируются, а это на сегодняшний день самое важное. Зарплаты все получают вовремя. Все социальные обязательства муниципалитет также выполняет в полном объеме. В этом году неплохо получилось с дорогами. Мы сделали практически полностью одну из центральных дорог. Это Проспект 60-летия СССР и улица Пионерская. Никогда не было таких масштабных проектов, сколько я работаю, когда полностью закатывали такую длинную центральную дорогу. Еще и транспортный поток не останавливался. На будущий год тоже планируем, при участии области, конечно, сделать Советскую до выезда из города. Впервые мы планируем заняться реконструкцией моста. Хотим попытаться войти в федеральные программы. Но первое, что для этого нужно – это проект. Мы не можем себе позволить 100-200 млн на реконструкцию, но закладываем в бюджет тоже немалые деньги 15 млн на проектирование моста.
— То есть речь идет о какой-то более глобальной реконструкции?
— Да, то, что у нас делается два раза в год, — это ремонт моста. Могу в терминологии ошибиться. Но это никак не реконструкция. Реконструкция подразумевает полностью новые пролеты, новое покрытие. То есть это будет, по сути, новый мост.
— На следующий год вы закладываете оптимистичные финансовые планы?
— Да. Мы всегда только оптимистичные планы закладываем и стараемся их выполнить.
— Какие-то новые направления по расходам появятся? Например, была свернута программа "Мой биробиджанский дворик", когда в одном из дворов по итогам конкурса между дворами строилась спортивная площадка, которая становилась центром притяжения в микрорайоне.
— Был "Биробиджанский дворик". Сегодня у нас есть конкурс проектов, которые предлагают ТОСы. Там закладывается порядка 350 тысяч. Как правило, от шести до десяти проектов каждый год мы реализуем. Это разные проекты, не только площадки. Там поддерживаются проекты и по благоустройству дворов, хоккейная лига, ледовые коробки ремонтируются. Предусмотрено совместное финансирование. Люди помогают, и часть средств идет за счет бюджета. Футбольная неформальная лига поддерживается из года в год. Последние годы парк защищает свой проект постоянно, наш Центр культуры и досуга. Этот проект мы тоже сохраним. На будущий год в рамках подпрограммы "Профилактика правонарушений" есть мероприятие "Безопасный двор". Это тоже конкурс между дворовыми территориями.
– Есть ли какие-то меры поддержки для педагогов?
— Мы сохраняем и будем сохранять все социальные выплаты для учителей. Мы оплачиваем найм жилых помещений для нуждающихся в жилье преподавателей. И 10 тысяч – ежемесячная выплата для молодых специалистов. Кроме этого, с 2016 года мы предусмотрели в бюджете стипендию для студентов, которые учатся в педагогических вузах и после окончания придут преподавать в наши городские школы. Эту выплату мы также сохраним и в последующие годы.
— Если говорить о налогообложении, есть ли проблема для бюджета города в перерегистрации местных предпринимателей в других регионах? В бизнес сообществе сейчас активно обсуждаются случаи формального вывода бизнеса в Хабаровск и даже Москву.
— Что касается местных налогов, это налог на землю и на имущество, то они платятся по месту нахождения данного имущества. Ты хоть живи и регистрируйся в Москве, но если у тебя имущество здесь, то здесь за него и заплатишь. То же и земля, и аренда. На мой взгляд, более серьезную проблему для бюджета представляет так называемое нелегализованное предпринимательство. Они у нас в городе работают, но налоги не платят. В результате городской бюджет не дополучает серьезные деньги.
— Это черные предприниматели?
— Это обычные наши люди, которые работают на дому где-то, в гаражах ремонтируют машины, парикмахеры, которые арендуют помещение и работают, оказывают бытовые услуги, услуги таксисты и так далее. Их очень много. Для них придуман даже вид налогообложения – патент. То есть платить надо один раз в год фиксированную сумму и можно заниматься предпринимательской деятельностью. Но даже этот небольшой по своей величине налог на сегодня, как хотелось бы, не работает. От патента мы получаем очень немного.
— План бюджета на 2017 год уже составлен? Можно ли уже говорить о его главных параметрах — доходах и расходах?
— Проект бюджета сверстан. 18 ноября прошли публичные слушания. Мы озвучивали основные параметры бюджета для представителей депутатского корпуса, для предпринимательства, жителей города. До 1 декабря мы проект отдаем на рассмотрение в городскую Думу. 15 декабря бюджет должен быть принят. Доходы мы рассчитали на уровне этого года. Мы вышли на 800 млн налоговых, неналоговых доходов, то есть это без межбюджетных трансфертов, которые идут из вышестоящего бюджета. Это именно наши деньги, которые мы зарабатываем в городе. Расходы у нас получились немного больше. Дефицит составит порядка 16 млн на 2017 год. На плановый период 2018 года – порядка 14 млн, а на 2019 год мы запланировали профицит. То есть доходы должны превысить расходы. Понятно, что это очень трудная задача, но будем к этому стремиться. Профицит небольшой – 2 млн.
Мы стремимся к стабилизации бюджета. Получится ли, не знаю, но будем стараться.
— Спасибо, за содержательное интервью.