Представители различных общественных организаций ЕАО выразили жесткий протест действиям региональных чиновников, которые фактически извратили идеи общественного контроля, сформировав соответствующие органы без участия представителей общественности. Наиболее показательным примером стал Общественный совет при управлении ЖКХ и энергетики, почти на 100% состоящий из чиновников, сообщает корр. ИА ЕАОmedia.
По мнению руководителя региональной Общественной палаты, политолога Натальи Матиенко, действия чиновников можно охарактеризовать как "попытку защитится от общественного контроля".
руководитель регионального отделения Российской ассоциации общественного контроля, политолог
Автор фото: Из личного архива
Очень странно выглядит состав Общественного совета. Либо это махровая нормативно-правовая дремучесть, либо цинизм в чистом виде. Такое ощущение, что когда формировался Совет, чиновники даже не заглянули в Положение об этом органе, где четко прописано, что "количество лиц, замещающих государственные должности, муниципальные должности, а также должности государственной и муниципальной службы, должно составлять не более 3 представителей".
Принцип формирования Совета вообще не выдерживает никакой критики. Не было даже намека на то, что кто-то поинтересовался мнением общественных организаций.
Есть четкое понимание, что этот "Общественный" совет создан келейно, только для "галочки" - чтобы отчитаться перед администрацией Президента и полпредством. Складывается впечатление, что в области началась очередная кампания, причем на нее отвели очень жесткие сроки. Первый опыт говорит о явной кампанейщине.
Есть же примеры, когда формирование Общественных советов при федеральных органах власти шло через консультации с общественными организациями, выделялись вменяемые квоты на представительство общественников, организовывалось онлайн-голосование. А этот, с позволения сказать "Общественный" совет, очень напоминает барона Мюнхгаузена, пытавшегося вытащить самого себя за волосы.
Кроме того, возникает ощущение, что губернатора области Александра Винникова просто подставили, предумышленно или по дремучему недомыслию. В свете выборов, которые пройдут в следующем году, это выглядит довольно странно...
Удивляет и еще один момент: департамент пресс-службы губернатора и правительства ЕАО ничтоже сумняшеся публикует (скриншот этой публикации сохранен) на официальном портале органов госвласти ЕАО заметку под бравурным заголовком "Орган общественного контроля образован при управлении ЖКХ и энергетики правительства ЕАО" со списком "общественников", видимо, даже толком не вникнув в суть публикуемого. Любой здравомыслящий человек, изучив документ, сразу задался бы вопросом: а где здесь общественники, о каком общественном контроле идет речь, если в списке сплошь чиновники? Нет же - отрапортовались, мы в тренде президентской политики, и у нас такое есть! Возникают вопросы и к управлению по внутренней политике и лично госпоже Пинчук...
В том, как подошли к формированию Общественного совета в ЕАО вижу откровенную профанацию идеи Владимира Путина о развитии этого инструмента гражданского общества. Намерен сообщить об этом факте руководству Российской ассоциации общественного контроля.
Как заявила руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ по ЕАО Галина Докаш, то, как был сформирован Общественный совет по ЖКХ, яркий пример игнорирования мнения населения и общественности.
президент Ассоциации ТСЖ ЕАО, руководитель центра общественного контроля в сфере ЖКХ
Автор фото: Пресс-служба Законодательного Собрания ЕАО
Что творится в области? Как можно формировать Общественные советы в таком составе? То, что создано при управлении ЖКХ и энергетики, никак нельзя назвать Общественным советом. Там собраны грамотные люди, я их всех глубоко уважаю, мы делаем общее дело, но давайте не путать понятия – если речь идет об Общественном совете, то там должны быть представители общественности, а не чиновники.
Я уже направила ссылку, информацию в Москву, в Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ-контроль" – пусть посмотрят. Эта организация в свое время направила письмо на имя губернатора с рекомендациями по формированию общественного совета, предлагали включить меня в состав этого совета. Здесь на месте все переиграли.
Те, кто якобы представляет общественность в составе совета по ЖКХ – они вообще не имеют никакого отношения в ЖКХ. У нас сейчас на курсах обучаются люди из различных общественных организаций – они, во всяком случае, намного ближе к этим проблемам.
Я не слышала, чтобы где-то обсуждалось создание Совета. Знаю, что разрабатывалось положение, но это прошло без участия общественных организаций.
Я согласна работать в таком Совете, но соотношение чиновников и общественников должно быть вменяемым, хотя бы половина наполовину, а вообще, должно быть общественников больше. Пока демонстрируется полное игнорирование мнения населения, работа по принципу – "Сама придумала, сама расстроилась".
У нас есть примеры, когда деятельность Общественных советов налажена нормально - я вхожу уже второй год в Общественный совет при УФАС и в два Общественного совета при прокуратуре – по борьбе с коррупцией и вопросам ЖКХ. Там действительно большую часть составляют общественники.
начальник управления по внутренней политике ЕАО
Автор фото: ИА ЕАОmedia
Сейчас и политика государства и президента нацелена на привлечение гражданских институтов к решению государственных вопросов на принципах партнерства с представителями общественности. Очень много новых институтов гражданского общества появилось в нашей области в последнее время, один из них – региональное отделение Российской ассоциации общественного контроля.
Общественные Советы, их всего шесть, которые создаются при органах исполнительной власти, формируемых правительством области, призваны улучшить и сделать эффективной работу органов исполнительной власти.
Управление по внутренней политике подготовило методические рекомендации по созданию таких органов общественного контроля, а формированием состава советов занимались профильные управления.
Напомним, что управление ЖКХ курирует первый заместитель председателя правительства ЕАО Виктор Гожий, который около месяца назад назвал информационное агентство ЕАОmedia "неудобным" СМИ. Такое определение Виктор Гожий дал на экстренном совещании после публикации на сайте информагентства заметки об ужасах "хиругии" детской областной больницы. Внутреннюю политику в свою очередь курирует заместитель председателя правительства области Ирина Пинчук.
Виктор Гожий и Ирина Пинчук, Фото с места события собственное. Автор фото: ИА EAOmedia
Кроме того, информагентство EAOmedia намерено совместно с общественниками области добиться РАСФОРМИРОВАНИЯ мнимого Общественного, а по сути своей чиновничьего совета по контролю за деятельностью "себя любимых". Для этого редакция обратится с открытым письмом к губернатору ЕАО Александру Винникову с просьбой о внесении кардинальных изменений в списочный состав совета, дабы он не порочил саму идею президента РФ об общественном контроле и построении гражданского общества.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Общественный совет по контролю за ЖКХ чиновники в ЕАО умудрились создать из "себя любимых"
Гражданскую активность пробуждали участники передачи "По существу" на "FM-Биробиджан"
Председатель Общественной палаты ЕАО: Президент назвал болевые точки гражданского контроля
Чиновников ЕАО ждет плотная "опека" со стороны общественников
Замруководителя исполкома ОНФ призвала местные власти ЕАО к активному диалогу с населением
"Общий сбор" для некоммерческих организаций объявили в ЕАО
Ассоциация контроля за деятельностью органов власти появилась в ЕАО
Контролеров качества в сфере ЖКХ "подкуют" в Биробиджане
*****
Напомним, медиахолдинг PrimaMedia отключил комментирование новостей на своих сайтах, и ограничение коснулось также ИА ЕАОmedia. Пользователи могут оставлять свое мнение о новостях информагентства (в том числе и об этой новости) в группах EAOmedia в Одноклассниках, в Фейсбуке и ВКонтакте.
политолог, председатель Общественной палаты ЕАО
Автор фото: из архива РИА ЕАОmedia
Формирование общественных Советов это очень серьезная и важная процедура на современном этапе развития общественно-государственных отношений.
В подтверждение того приведу перечень основных нормативных актов, которые регулируют эту сферу: п.2 ст. 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ "Об общественной палате Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 года № 842 "О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ", постановление РФ от 2 августа № 481 "О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах..., руководство которыми осуществляет правительство РФ".
В рамках этих правовых норм Общественная Палата Российской Федерации разработала, приняла и направила в органы власти "Примерное положение об общественном совете при федеральном органе исполнительной власти" (протокол Совета Общественной Палаты РФ от 16 октября 2013 года № 59-с). Причем там на 10-ти страницах четко прописано кто, что, каким образом и в какие сроки формирует общественные советы. Например, п.3.6. говорит о составе Общественного совета, который формируется из числа кандидатов, выдвинутых в члены Общественного совета: Общественной палатой РФ; Членами Экспертного совета при Правительстве РФ; общественными объединениями и иными организациями, целью деятельности которых является профильная с министерствами деятельность; руководителем органа исполнительной власти и другое.
То есть в методику внесены паритетные интересы власти и общества.
Надо отдать должное, территориальные органы исполнительных органов власти в ЕАО, например, налоговая инспекция, действовали согласно этим рекомендациям при создании общественного совета, и наша региональная ОП ЕАО принимала участие в согласовании его состава.
Соответственно гражданское общество ожидает, что исполнительные органы государственной власти ЕАО пойдут по аналогичному пути при создании нормативных актов и методических пособий по созданию общественных советов.
Но, к сожалению, Общественная палата ЕАО не была привлечена к разработке такого положения либо методических материалов о создании общественных советов, я только понаслышке знаю, что таковые имеются.
Соответственно возникает вопрос о компетентности исполнительных органов власти ЕАО, которые принимают и опубликовывают нормативные акты противоположные принципам и правовым нормам, заложенным на уровне федерального законодательства.
Если говорить о конкретном случае, создание Общественного совета при управления ЖКХ и энергетики правительства ЕАО, то по факту наиболее профессиональная, крупная и развитая система неправительственных организаций у нас в городе Биробиджане - это НПО, работающие в жилищной сфере. К примеру микрорайонные ТОСы ( в систему ТОС в городе входит более 180-ти советов и комитетов), это Советы домов, есть довольно активные, это ТСЖ, находящиеся на собственном управлении, это Центр ЖКХ–контроль, есть очень эффективные программы по контролю за сферой ЖКХ в региональном отделении Народного Фронта, в конце концов есть профильная комиссия Общественной палаты ЕАО и это все люди с высоким профессиональным потенциалом в жилищной сфере.
Все доведено до примитива, который можно охарактеризовать следующей фразой "попытка защитится от общественного контроля". Но в связи с вступлением в силу федерального закона "Об общих принципах организации общественного контроля в Российской Федерации" вряд ли это удастся….
Общественная палат ЕАО уже обратила внимание на эти процедуры и направила обращение на имя вице-губернатора области с предложением рассмотреть вопрос о создании и деятельности общественных советов созданных при органах исполнительной власти области на Пленарном заседании Общественной палаты ЕАО в декабре текущего года.