По данным специалистов мэрии областного центра и экспертов Госавтонадзора по ЕАО, количество необходимых маршрутов на дорогах областного центра завышено как минимум на 30%. В результате водители маршруток вынуждены "отвоевывать" своих пассажиров у коллег, устраивая при этом гонки и заторы на дорогах. В проблеме водительского хулиганства попытался разобраться журналист газеты "Биробиджанская звезда" Алексей Зливко, сообщает ИА ЕАОMedia.
"Соревнования на дорогах
Уже давно назрела серьезная необходимость законодательно дисциплинировать частных автобусных перевозчиков Биробиджана ЕАО. Ведь ситуацию с маршрутными перевозками в областном центре Еврейской автономии, по мнению специалистов, который год нельзя назвать нормальной…
Не гони лошадей!
Не первый раз я становлюсь свидетелем и невольным участником автобусных гонок по центральным улицам Биробиджана. Буквально пару дней назад я ехал вечером по своим делам в автобусе маршрута 21А, и вдруг мой почти пустой "пазик" на участке городской центральной улицы Шолом-Алейхема, едва откатив от остановки, непривычно прибавил скорость, взвыв движком. Автобус резво пошел на обгон своего собрата, отъехавшего от той же остановки полутора минутами ранее. При этом водитель стал что-то гневно бормотать вполголоса – явно в адрес оппонента, – а девушка-кондуктор его подзуживала: "Давай-давай, быстрее! А то опять нас обойдет, как утром было!" Такой скоростной заезд под рев движка длился секунд тридцать, соперник остался позади, автобус 21-го маршрута лихо подкатил к следующей остановке. На ней я и поспешил сойти. Ну, никак не могу привыкнуть, что пассажирский автобус может порой нестись со скоростью чуть ли не спортивного автомобиля. А тут еще вечерние сумерки, видимость снижена. Каждый раз становится не по себе от мысли, что водитель может не справиться с управлением, и тогда случится страшное…
Такие "гонки за рублем" на перехват пассажиров для Биробиджана стали едва ли не привычным явлением, как для самих пассажиров, так и для пешеходов. Несмотря на работу и контроль областной транспортной инспекции и ГИБДД УВД по ЕАО, такие "заезды" продолжаются уже который год с завидным постоянством, даже несмотря на порой сложные дорожные условия, снег или мокрую дорогу, и стали одним из самых распространенных нарушений ПДД. В последний год несколько поубавили прыти водителям-хулиганам муниципальные системы видеонаблюдения, установленные ГИБДД на наиболее оживленных участках дорог областного центра. Но целиком они проблемы не решили…
Им и так хорошо?
Как известно, безнаказанность порождает безответственность. Биробиджанских частных автоперевозчиков и за гонки, и за нарушения на маршрутах толком привлечь к ответственности не удается уже несколько лет. Штрафы за несоблюдение графика движения, отклонения от маршрута по действующему КОАП РФ составляют от 3-х до 4-х тысяч рублей, и никого особо не пугают. Эффективно выявлять такие нарушения в рейдах тоже не получается – выловленные один-два нарушителя тут же сообщают о рейде по мобильникам своим коллегам, и далее все водители маршрутов сразу становятся законопослушными…
Такая сложилась ситуация – основные нормативные акты, касающиеся перевозок пассажиров и грузов, еще два года назад были отменены Министерством транспорта как устаревшие, а на смену им почти ничего нового пока не принято.
Это создает препоны работе муниципальных образований – им стало труднее контролировать перевозчиков и создавать нормальные условия для движения транспорта на дорогах.
– Конечно, за это время много чего изменилось в России в сфере пассажироперевозок, и совершенствование транспортного законодательства необходимо – нормативные акты меняются, улучшаются… Однако, на взгляд многих надзорных органов, все это происходит недостаточно оперативно, – говорит начальник Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора по ЕАО Сергей Ратушный. – Старое успешно отменили, а нового на смену еще нет – только разрабатывается либо только вступает в силу. Получается забавный факт – тем же пассажироперевозчикам теперь можно совершенно на законных основаниях не выполнять некоторые требования к перевозкам – они же отменены!
Например, старыми нормативными актами в числе прочего прописывалось обязательное составление паспортов маршрута, будь то городской или междугородный. Пассажироперевозчики обязаны были его делать и предъявлять по первому требованию сотрудникам Автонадзора. Раньше он даже висел в салонах многих городских автобусов – подробная схема с рисунком маршрута, графиком движения, указанием опасных участков пути.
Сейчас такая необходимость в связи с отменой старых нормативных актов исчезла, стала необязательной – новых указаний на этот счет нет.
И таких примеров можно привести много – вроде бы мелких, незначительных для перевозчиков, но имеющих большое значение для безопасности пассажиров…
Если говорить предметнее, то такая ситуация "правового вакуума" негативно сказывается на качестве пассажирских маршрутных перевозок в Биробиджане хотя бы потому, что уже три года среди частных "автобусников" невозможно нормально организовать конкурс на право этих самых муниципальных маршрутных перевозок! Почему? Потому что нет соответствующих нормативных документов на федеральном уровне, они еще не проработаны.
– Сложилась ситуация, что свои внутренние нормативные акты, касающиеся организации пассажироперевозок, которые пытались издать муниципальные власти, не всегда соответствовали федеральным законам, – поясняет директор МУП "ПАТП" Биробиджана Олег Костюк. – Например, одно из условий проведения прежних муниципальных конкурсов на право осуществления пассажироперевозок – степень новизны автобуса. Если новый, ухоженный автобус – по условиям конкурса его владельцу начисляют дополнительные баллы, ему было проще получить выгодный городской маршрут. Но сейчас по жалобам частных автоперевозчиков в дело вмешались контролирующие органы, усмотрев в этом нарушение антимонопольного законодательства: все участники конкурса должны быть на равных условиях. Поэтому возникли трудности с проведением "автобусного" конкурса, фактически сделавшие его проведение невозможным. Добавляют хлопот обращения перевозчиков в суд с жалобами на то, что конкурсы проходили с нарушениями. У частников имеются обоснованные претензии к критериям конкурсного отбора, составу конкурсной комиссии, из-за чего решения комиссии в законную силу не вступили, признавались судами недействительными. А все потому, что не проработано единое федеральное законодательство на этот счет, которое сняло бы все разногласия и нестыковки.
Не количеством, а качеством
По информации Госавтонадзора по ЕАО, на территории области перевозку пассажиров осуществляют 82 хозяйствующих субъекта, из них 46 — индивидуальные предприниматели. В Биробиджане перевозку пассажиров по регулярным маршрутам осуществляют 16 предпринимателей и одно юридическое лицо, у которых в эксплуатации находятся 100 автобусов.
Как пояснил директор Биробиджанского ПАТП Олег Костюк, примерно 30-40% всех пассажироперевозок в областном центре приходится на биробиджанское автопредприятие. Некоторые поселковые, дачные маршруты, где частных предпринимателей никогда не было и вряд ли они там будут, – невыгодные. Частники, благодаря "провисанию" и несостоятельности муниципальных правовых актов, плотно засели на выгодных для них городских маршрутах, выпустив на дороги, по мнению многих специалистов, избыточное для областного центра количество автобусов.
Количество необходимых маршрутов на дорогах областного центра завышено как минимум на 30%. На улицах Биробиджана ежедневно работает от 100 до 120-ти автобусов, из них только 30 – муниципальные, остальные — частные. Как отмечают и специалисты мэрии областного центра, и эксперты Госавтонадзора по ЕАО, столько автобусов городу просто не нужно! Ведь такое количество автобусов создает и заторы, и гонки за пассажирами, и нерегулярность движения по маршрутам. Для горожан привычна картина, когда по утрам к одной автобусной остановке подходят сразу по три-четыре "пазика", а в обед их порой приходится ждать минут по 20…
Происходит это и потому, что долгие годы в областном центре не проводилось изучения пассажиропотока. Сейчас решением проблемы озабочены и Госавтонадзор области, и руководство Биробиджанского ПАТП. Они намерены обратиться к мэру Биробиджана с предложением — провести исследование для оптимизации автобусного транспортного потока.
Надежда возлагается и на новый федеральный закон о регулярных перевозках пассажиров и багажа автомобильным транспортом, принятый в июне 2015 года. С июля 2015 года он вступил в силу, отдельные его статьи вступают в силу в течение 2016 года. В законе определены и порядок проведения муниципального конкурса на право пассажироперевозок, и административная ответственность за нарушения действующего законодательства", – говорится в статье.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Гонки, грубость, курение за рулем: хит-парад претензий к водителям автобусов в Биробиджане
Водителей автобусов в ЕАО возьмут под прицел с 15 марта
Водители автобусов превратили в отхожее место пятиэтажку по ул. Широкой в Биробиджане