В окрестностях вьетнамского Нячанга есть удивительный водопад Янг Бей. На пути к одной из главных местных достопримечательностей туристов встречают два подвесных моста над горной рекой. Переход по ним – настоящий экстремальный аттракцион. Находиться на этих покачивающихся переправах одномоментно могут лишь два-три человека. Сунешься сюда большой группой – тут же рухнешь в бурлящий водоворот с массой каменных глыб. И надо отметить — никто не рискует дергать судьбу за хвост. Страшно.

Мост у водопада Янг Бей. Фото: Фото: ИА ЕАОMedia
Но то Вьетнам, хлипенький подвесной мостик из досочек и озабоченные своей безопасностью туристы. Совсем другое дело – самые настоящие мосты на российских дорогах и зарабатывающие на перевозках грузов бизнесмены. Забитые под завязку фуры – источник солидных доходов. И некоторые предприниматели, если о чем и задумываются, то уже точно не о безопасности. Ни собственной, ни других участников дорожного движения.
Совсем свежий пример – ЧП на трассе Артём — Находка в Приморском крае, где в начале апреля рухнул аварийный мост 1962 года постройки через реку Суходол в районе с. Романовка. Обрушение произошло после проезда грузовой машины, хотя ранее здесь ввели ограничение для большегрузов. Самое страшное, что в момент обрушения по мосту двигалось авто Toyota Prius. Иномарка получила повреждения, при этом лишь чудом обошлось без человеческих жертв.
Происшествие в Приморье прогремело на всю Россию. Рассказывали о нем и федеральные, и региональные СМИ. Разумеется, слышали о случившемся и в правительстве Еврейской автономной области.
— Я думаю, что это общероссийская проблема. Потому что мост, который обрушился в Приморье, построен в советский период. И действительно, ряд мостов в стране строились каким-то хозспособом. Без проектов, просто заколачивались сваи, качество которых трудно сейчас оценить, — рассказывает начальник управления автодорог и транспорта правительства ЕАО Евгений Турбин. — У нас на территории области такие мосты тоже имеются – как через действующие речки, так и через суходолы. Проектов, естественно, на них ни у кого нет. При этом опасность обрушения есть.
Всего на региональных дорогах в ЕАО 67 мостов. Пять из них оцениваются как аварийные. Большая часть таких мостов находятся в Октябрьском районе.

Аварийный мост через р. Залив (архив). Фото: Фото: Прокуратура ЕАО
Где-то только планируется реконструкция, а транспорт временно пущен в объезд. На некоторых мостах уже ведут восстановительные работы или просто введено ограничение на тяжеловесы, о чем свидетельствуют выставленные предупреждающие знаки.
Между тем на региональных дорогах ЕАО помимо пяти аварийных мостов есть и те, что находятся, как значится в актах обследования, в неудовлетворительном состоянии. И таковых – половина от общего числа, сетуют власти. Денег на восстановительные работы хронически не хватает, без помощи из федерального центра области не обойтись.
А ведь есть еще местные дороги, на которых ситуация ничем не лучше. Здесь тоже хватает давно "убитых" переправ, включая набивший оскомину старый мост через р. Бира в Биробиджане.
"Опасности обрушения на нем нет. Для проезда большегрузов мост закрыт. Вместе с тем, он считается неудовлетворительным и требует реконструкции. Мэрия сейчас работает по корректировки проекта, потому что из-за недочетов в прошлом году они не смоги законтрактоваться", — говорит Евгений Турбин.

На мосту через реку Бира в Биробиджане (архив). Фото: Фото: ИА ЕАОMedia
Но ремонт – ремонтом, а главная проблема заключается, пожалуй, совсем в другом: как долго искусственные сооружения продержатся в нормальном состоянии после гипотетической реконструкции, если по ним так и будет регулярно, изо дня в день, колесить перегруженный транспорт?
Если вернуться к теме рухнувшего моста в Приморье, то еще в прошлом году было начато проектирование нового перехода, и проект уже готовится к экспертизе в 2020-ом. Но вот что сказал по этому поводу глава Приморском края Олег Кожемяко, когда побывал на месте происшествия:
"Безусловно, и дороги, и мосты, построенные несколько десятков лет назад, не рассчитаны на современные большегрузные машины. И важно не только построить новые сооружения, капитально отремонтировать автотрассы, но и содержать их в надлежащем состоянии. Создание системы весового контроля – один из элементов этой работы".
С приморским коллегой солидарны и власти Еврейской автономной области. В деле сохранения мостов и дорог сегодня уже не обойтись без систем мониторинга.
Озабоченные только прибылью, горе-перевозчики ставят под угрозу жизни людей. И таким недобросовестным игрокам нужно "бить по колесам" денно и нощно, как говорится, в режиме нон-стоп. Ведь именно крупные штрафы за перевес, по мнению экспертов, могут заставить безалаберных бизнесменов соблюдать правила транспортировки грузов.
— По концессионнному соглашению, которое заключено правительством области, у нас установлена автоматическая система весогабаритного контроля (АСВГК) на новом мосту в Биробиджане. При необходимости, если мы проанализируем ситуацию и придем к выводу о необходимости установки АСВГК в других местах, то в рамках действующей концессии это можно сделать.
Стоит отметить, что у нас также есть передвижная система весогабаритного контроля. Да, она не такая всеобъемлющая, поскольку не стоит круглосуточно, и фиксировать с ее помощью единичные случаи нарушений проблематично. Но бывает, что заходит какое-то предприятие на большую стройку и начинает систематически большим потоком транспорта разбивать дороги и мосты. В подобных ситуациях эффект от передвижной системы есть. Мы уже несколько раз реагировали на такие ситуации, и удавалось прекратить нарушения, — комментирует Евгений Турбин.
Система дорожного контроля в любом случае развивается, отмечает начальник профильного управления правительства ЕАО. Пока в регионе действует единственная, внутренняя стационарная АСВГК. Причем, расположение государственной "рамки" таково, что большинству местных перевозчиков, так или иначе, приходится пересекать этот транспортный узел. Ежедневно система фиксирует множество "тяжелых" нарушений. Другой вопрос – насколько эффективно в дальнейшем штрафуют нарушителей…
Тем временем не исключено появление аналогичного оборудования и на федеральных трассах – в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги". Это, по словам Турбина, позволит эффективно сохранять дороги и искусственные сооружения в должном состоянии благодаря отсечению "тяжелых" транспортных потоков из Амурской области и Хабаровского края.
Около 400 постов весогабаритного контроля встанут на защиту российских дорог до 2024 года За 2019 год по стране зафиксировано порядка 1 млн "тяжелых" нарушений, ущерб транспортным артериям исчисляется десятками млрд рублей
Напомним, вышеуказанный национальный проект реализуется по инициативе президента РФ Владимира Путина. Предусмотрено внедрение интеллектуальных транспортных систем, расширение систем фотовидеофиксации нарушений ПДД, установка автоматических постов весогабаритного контроля (АПВГК). Оснащение транспортных артерий такими техническими средствами позволяет повысить безопасность дорожного движения, снизить количество мест концентрации ДТП, защитить трассы от перегрузки и увеличить их межремонтные сроки. В итоге решается одна из главных задач нацпроекта — сохранить российские дороги регионального и местного значения.
Отмечается, что за первый год реализации нацпроекта по стране уже установлено более 100 пунктов весогабаритного контроля, которые в круглосуточном режиме контролируют трафик и выявляют перегруженные машины. Всего по России в течение шести лет на дорогах 83-х субъектов планируется разместить 366 автоматических постов весогабаритного контроля.